"У НАС СУМАСШЕДШАЯ СЕМЬЯ..."

Газета "Трибуна"
29.11.2001
Нелли Проторская

Свой день рождения заслуженный артист России Евгений Миронов отметит сегодня на сцене МХАТа в новом спектакле "№13"

15 лет назад выпускник Саратовского театрального училища Евгений Миронов приехал покорять столицу. Никаких знакомств в театральном мире у него не было. Он надеялся на помощь своего земляка Олега Табакова. И не ошибся: тот сразу взял его к себе на второй курс.

В школе-студии МХАТ талантливого студента принимали то за сына Андрея Миронова, то за племянника Олега Табакова. Это "родство" сильно выручало его в глазах институтских вахтерш, они разрешали ему пользоваться служебным телефоном. Но на этом, собственно, "родство" со знаменитостями и заканчивалось.

В кино он засветился с первой же роли, снявшись в картине Александра Кайдановского "Жена керосинщика". Но настоящее признание принесла ему роль студента Саши в нашумевшей картине Валерия Тодоровского "Любовь", за которую он был отмечен несколькими наградами, в том числе специальным призом кинофестиваля в Женеве "Звезды завтрашнего дня-92". В том же году Евгения Миронова назвали лучшим российским киноактером.

Минувшее десятилетие Евгений Миронов как бы отрабатывал выданный ему аванс. Картины шли одна за другой: "Анкор, еще анкор!", "Лимита", "Утомленные солнцем", "Мусульманин", "Ревизор", "Змеиный источник", "Дневник его жены", "В августе 44-го".

Не менее удачно складывались у Евгения Миронова отношения в театре. На сцене родной "Табакерки" он сыграл несколько центральных ролей в спектаклях "Страсти по Бумбарашу", "Обыкновенная история", "Анекдоты" и других. Его приглашали в свои постановки Валерий Фокин, Петер Штайн, что само по себе говорит об огромном потенциале артиста. Одним словом, списка сыгранных Мироновым ролей в театре и в кино хватило бы не на одну актерскую биографию. Он же успел все это к своим 35 годам.

Свой день рождения заслуженный артист России, лауреат Государственной премии Евгений Миронов отметит сегодня на сцене МХАТ, в новом спектакле "№13".


— Евгений, что нужно актеру, помимо, естественно, таланта, чтобы состояться?


— Наверное, везение, стечение обстоятельств, интуиция, и, конечно, поддержка близких. Мне в этом смысле очень повезло. Мои родители – люди в общем далекие от искусства, не считая их участия в молодости в художественной самодеятельности, но нам с сестрой сумели привить любовь к театру, к сцене. Я стал актером, а сестра – балериной, она окончила Санкт-Петербургскую хореографическую академию.

Актерская профессия очень ранимая, зависимая, без поддержки и понимания близких легко сломаться или даже спиться. У нас сумасшедшая семья, потому что у каждого как бы нет своей отдельной жизни, мы все живем проблемами и радостями друг друга. Не знаю, что было бы со мной, если бы вдруг я лишился такой мощной поддержки, какую мне дает моя семья, мои родители.

— Но Вы не станете отрицать, что многое в актерской судьбе зависит от того, как режиссер увидит актера и увидит ли вообще? В этом плане вам, безусловно, повезло, вас-то разглядели многие.

— Мне повезло, не буду отпираться. К счастью, режиссеры от роли к роли разглядели во мне что-то новое. Это очень важно. Многие молодые актеры блестяще начинают, но так и остаются заложниками одной роли. Режиссеры начинают эксплуатировать артиста только в одном качестве. Мне повезло, когда Владимир Хотиненко предложил мне в своей картине "Мусульманин" роль бывшего солдата-"афганца", который попал в плен, принял ислам. Мне было интересно сыграть это погружение. Во время съемок я даже пытался изучать Коран, чтобы быть достовернее на экране.

Мне повезло, когда Сергей Газаров доверил мне главную роль в "Ревизоре". Хлестакова играли многие знаменитые артисты. Естественно, мне хотелось сыграть так, чтобы и мой Хлестаков у кого-то остался в памяти.

И уж совсем неожиданным было предложение Николая Лебедева сняться в его триллере "Змеиный источник". Он, кстати, предложил мне на выбор любую роль. Я выбрал маньяка, терроризирующего жуткими убийствами население маленького провинциального городка. Эта роль как бы расходилась со всем, что я играл, поэтому мне было любопытно.

Я не очень много снимаюсь, хотя предложений достаточно, в том числе и от западных кинорежиссеров. Но, как бы это поточнее выразиться... Я всегда снимаюсь в тех картинах, которые мне интересны. Из последних известных зрителю работ назову "Дневник его жены", "Момент истины", "В августе 44-го". Вообще, знаете ли, это огромное счастье, когда есть возможность выбирать.

— Евгений, а в театре все ли совпадает с Вашим желанием выбирать? Не хотелось ли иногда взвыть накануне спектакля: вечером опять выходить и играть?

— Нет, такого, слава Богу, не было. Я с удовольствием выхожу каждый раз на сцену "Табакерки" или на любую другую площадку. Я много играл в "Современнике" в постановке Валерия Фокина, в театре Российской армии, у Петера Штайна главные роли в "Орестее" и "Гамлете". Теперь вот выхожу еще и на сцену МХАТ имени Чехова. Особенно приятно, что я буду играть на ней в свой день рождения.

— Кстати, прославленная сцена с легендарной чайкой на занавесе каким-то образом давит на Вас?

— Почему? У меня ощущение, что эта сцена – лучшая. Не могу сказать, что я испытываю какой-то особый трепет перед ней. Нечто подобное было, когда я учился в школе-студии МХАТ, и нам, студентам, иногда позволялось выходить в массовке. Тогда я испытывал трепет при одном только взгляде на эту сцену, от мысли, что на ней играли корифеи русского театра.

— В родной Саратов часто наведываетесь?

— С гастролями нашего театра – часто. Ездил туда и с "Гамлетом" Петера Штайна. Я езжу туда, если есть, что показать новое. В Саратове ведь живет особенная для меня публика, она знает меня с юности. Там я свой, но мне по-родственному не простят ни малейшего промаха.

— Вы довольно рано получили звание заслуженного артиста, удостоены многих кино- и театральных премий и наград. Наверное, это сильно стимулирует творческий тонус?

— Только отчасти. Наверное, надо разделить творческий путь и путь за славой. Мне предпочтительнее идти по первому. Если делать карьеру, но только за счет ролей. Награды, звания, как и большие гонорары, преходящи. У Раневской не было всего этого, но она осталась легендой.

— 35 лет – это много или мало для артиста, за плечами которого десятки сыгранных ролей, огромная популярность и признание?

— Говорят, этот возраст – только начало. Правда, мне так не кажется. Но я пока не чувствую усталости. Надеюсь, что я еще удивлю и сам удивлюсь.

— И чем таким интересным Вы собираетесь удивить своих поклонников в ближайшее время?

— Знаете, я никогда не думал про то, чем удивить публику. Сначала надо самому удивиться, взбудоражиться, увлечься. Но постоянно думать о том, чем бы еще кому-то понравиться, по-моему, последнее дело для актера.

— А что может удивить самого Евгения Миронова?

— Просто жизнь. Она настолько разнообразна, столько подарков преподносит, что только успевай удивляться.

— В таком случае, какого главного подарка Вы ждете от судьбы?

— Я никогда ничего не жду. Я и мечтать-то не люблю. Совершенно, по-моему, глупое занятие. А конкретно – не хотелось бы торопить события, пусть все идет своим чередом.