ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: РАБОТАТЬ!

Журнал "Ролан"
10.2000
Лариса Крылова

Объявив в кинотеатре, что к нам в "Ролан" придет Евгений Миронов, я вызвала бурный ажиотаж среди коллег, которые, в общем-то, привыкли к известным гостям. Все потихоньку, по одному, сбежав из офиса, заглядывали в бар "Ролана". Мне же особо расслабляться было нельзя, так как актер сразу предупредил: времени мало. К тому же мне давно говорили: Миронов интервью не дает. Так что удачу следовало ловить за хвост. Итак, на все про все имелось двадцать-тридцать минут. Крепкое рукопожатие, определяющая дистанцию улыбка – и сразу первый вопрос:

— Женя, недавно на фестивале "Балтийская жемчужина-2000" в номинации "лучшая мужская роль второго плана" Вы получили приз за свою работу в фильме Алексея Учителя "Дневник его жены". Скоро эта картина будет идти у нас в кинотеатре. А как Вам, близко такое кино, "не массовое"?

— Я пробую себя в разном. Как понять, что можешь, что близко, если быть актером определенного типажа? Военная тематика, лирика, документальное кино... Для читателей и зрителей "Ролана" добавлю – документальному фильму "Пришельцам новым", созданному по дневникам великого русского актера Олега Борисова (в нем Евгений выступил в качестве соавтора сценария, и в качестве исполнителя главной роли), в нашей прессе не уделили должного внимания. Наверное, если наш брат-журналист начинает о чем-то писать, то новость сразу разносится, как вирус, а если уж никто не соизволил... Не поленитесь, найдите этот фильм и посмотрите. Он многое вам расскажет о русских актерах...

— Картина "Дневник его жены" Алексея Учителя высоко оценена и зрителями, и критиками. Как мой гость получил роль литератора Леонида Гурова?

— Я не пробовался. По идее, в этой роли должен был сниматься Игорь Верник, но что-то не сложилось, и пригласили меня. Галина Тюнина (сыгравшая жену Ивана Бунина – Веру Николаевну), с которой мы были сокурсниками в Саратовском училище, предложила мою кандидатуру. Вообще, сначала я себя не представлял в этой роли, скорее мне казалось, что лет эдак через двадцать я мог бы сыграть скорее Бунина, но потом по ходу съемок я стал открывать для себя поразительные и интересные вещи...

— А как работает на съемочной площадке с актерами Алексей Учитель?

— Он обманчиво-мягкий человек, который "плетет свои режиссерские сети". Поскольку я снимался в этом фильме в перерыве между съемками другой картины, то вначале обманулся его мягкости... Но он, помимо того, что талантлив, еще и глубоко интеллигентен. Он просто притягивает к себе таких же людей, как он...

— Много ли было дублей?

— Нет. Клименко – гениальный оператор, потому множества повторов и не требовалось, порой мы сами просили что-то повторить, ставя свои эксперименты. Например, однажды я понял, что пора выходить из комического образа моего персонажа и сделал его трагикомическим.

— Какой в жизни Андрей Смирнов (Иван Бунин)?

— Ранимый, с богатым внутренним миром.

— У Алексея Учителя получился очень красивый фильм, тонко отражающий дух того времени. Как это удалось?

— Все внесли свою лепту. Не забывайте, что работали лучшие, такие, как Лена Супрун, художник по костюмам. Я, к примеру, ничего не читал специально к фильму, не смотрел документальное кино по этой теме, целиком полагаясь на режиссера...

— Модная нынче тема – сериалы. Вы не снимаетесь в них, потому что это против Ваших принципов, или просто не было достойных тем?

— Это не мое. Я сейчас не хочу обсуждать, какой сериал хороший, какой не очень. Просто нет желания этим заниматься и времени тоже. Полнометражное кино – вот моя стихия.

— Может ли актер "испортиться" на плохом кино, неудачном, временном, или талант – нечто непоколебимое?

— За все приходится платить, но, например, если Владимир Ильин – актер талантливый, профессионал, то, даже снимаясь в разнородных картинах, он везде является украшением и просто "вытаскивает" неудачный фильм.

— На пресс-конференции "Балтийской жемчужины" Катрин Денев высказала мысль о том, что сегодня понятие "звезда" неразрывно связано с понятием "продюсер". А Вы как считаете?

— Во-первых, Катрин Денев не чурается сниматься в почти эпизодических ролях у молодых режиссеров, тем самым пробуя себя без конца в самых разных амплуа. Во-вторых, она отшлифованный идол. Думаю, для любого актера важна стартовая площадка, момент везения, но в тоже время человек, сам имея цель, может форсировать события...

— Кем бы Вы были, если не актером?

— Только актером. Другое дело – какого уровня? Как бы сложилась жизнь?..

В какой-то момент я вдруг начала остро чувствовать, что время мое истекает, а спрашиваю я неинтересные, скучные вещи. Но необычные, неординарные ответы моего собеседника спасали и спасали мое торопливое интервью...

— Ходите в кино? Что смотрели последнее?

— "Идеальный шторм" (пожимает плечами). Ничего, развлекся... Времени очень мало, хочется употребить его максимально полезно. И в кино серьезная работа, и в театре у Олега Павловича Табакова. Там ведь нет нынешних звезд и вчерашних. Уже последующее поколение в хорошем смысле слова наступает на пятки впереди идущим. Впрочем, это лишний раз доказывает мастерство такого наставника, как Табаков.

— Когда Вы почувствовали, что изменились? Например, смотритесь в зеркало и думаете: "Это я?". Помните, каким ощущали себя раньше?

— Я же внутри не бриллиантовый. "Работать!" – вот что в голове. Переход этот чувствуют те, кто анализирует, а я просто работаю...

Вспоминаю вдруг, что где-то читала, будто Билл Гейтс не смотрит телевизор, полагая, что времени у человека и так ничтожно мало... Значит, и я могу так же умно ответить на свой же вопрос, как Евгений Миронов? Значит, еще не все потеряно? Почему подумала об этом? Наверное, обиделась. Обиделась сначала на Миронова – за неприступность (хотя должна была быть благодарна, он чрезвычайно вежлив), потом на себя – за свою обычность. А ведь рядом с ним и правда (может, сказывается его роль в "Гамлете"?) сразу чувствуешь себя эдакой Офелией из провинциального театра...

Нет, прав Евгений Витальевич Миронов: то, что мы обмениваемся телефонами, а потом не звоним, легко сходимся накоротке, а потом мило сплетничаем друг о друге, – все это пустая трата драгоценного времени. В жизни можно чего-то добиться, только лишь если не тратить его впустую, боясь кого-то обидеть. Тем более нужно помнить, сколько успел за свои тридцать три года Миронов. Так что уж лучше встретиться и быстро сделать короткое, но интеллигентное интервью, небольшое, зато – редкое... А он человек редкий. Как он сказал о Денев?.. Да, русский актер совсем другой. Сколько бы спектаклей и картин не играл. Если он настоящий – то никогда не отшлифованный. Спасибо, что по-соседски все-таки зашел к нам в "Ролан".