ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: ИЩУ СОГЛАСИЯ С САМИМ СОБОЙ

Газета "Городской дилижанс" №50
20-26.12.1999
Андрей Орлов

Евгений Миронов... Я познакомился с ним в апреле 95-го, кода он приезжал в Челябинск с 8-часовым спектаклем Петера Штайна "Орестея". Выходец из знаменитой театральной студии Олега Табакова, он тогда еще только начинал свой путь, был слабо известен широкой публике. Хотя к тому времени уже засветился в нашумевшей картине Валерия Тодоровского "Любовь". А сегодня он – уже Гамлет в "Гамлете" того же Петера Штайна, Иван Карамазов в спектакле "Карамазовы И АД" Валерия Фокина, Бумбараш в "Страстях по Бумбарашу" Владимира Машкова, Хлестаков в экранизации "Ревизора" Сергея Газарова. Его рвут на части именитые кинорежиссеры. Он снимается у Никиты Михалкова, Петра Тодоровского, Владимира Хотиненко, Киры Муратовой. Сегодня его все признают лучшим из лучших актеров его поколения. Прекрасная половина российского населения сходит по нему с ума. Он уже заслуженный артист России, лауреат Государственной премии Российской Федерации. Он – уже поистине звезда!

За четыре дня до приезда с "Гамлетом" в Челябинск Миронову исполнилось всего 33 года...

— Женя, интересно узнать, Вы изначально чувствовали, что станете таким... поистине великим актером?


— Спасибо большое, конечно, но... нет, я никогда не чувствовал и не чувствую это. (Долгая пауза.) Боже, кто бы мог обо всем этом подумать, когда мы жили в Татищево!..

— Простите, а разве Вы не из Саратова?

— Саратов был позже. А сначала был Татищево – военный городок под Саратовом, где мы и жили всей семьей: мама, папа, я и младшая сестра. Папа у меня в прошлом шофер, а мама – электромонтажница. В Татищево мы жили до тех пор, пока я не закончил восьмой класс и не поступил в училище. Постоянно стал пропадать в Саратове. Родители заволновались. А тут еще сестренка Оксана заявила: "Я тоже хочу стать артисткой!" – и поступила в Саратовское балетное училище. В общем, родители решили тоже перебираться в Саратов. И только перебрались в самый его центр – я уехал учиться в Москву, а сестра – в Питер. Нынче Оксана уже ведущая солистка Московского классического балета.

— Сейчас, если не ошибаюсь, вся Ваша семья живет в Москве?

— Да, я всех перевез в Москву. Даже не я, а... мой добрый "второй папа" Олег Павлович Табаков. Просто я однажды очень сильно заболел, угодил в больницу... А Табаков вызвал в Москву маму, а потом и отца. Устроил в общежитие, нашел им работу в своем театре. В общем, если б не он... Мама до сих пор работает в театре – контроль обрывает у билетов при входе... (Пауза.) А что касается "великого актера"?.. Я могу Вам сказать одно – это мое призвание. И вот это призвание я чувствовал изначально. У меня не было никогда никаких других хобби или увлечений. Кино и театр – вот мое главное увлечение в жизни. Пока. Пока только это занимает все мои мысли и все мое время... И еще. Я Вам скажу без кокетства, что, например, я не очень доволен вчерашним спектаклем, своей игрой в нем. Каждый раз спектакль для меня – это какой-то выход на эшафот! И тут не до мысли о том, какой ты артист и что у тебя получалось до этого. Все твои звания, все твои премии сыплются к чертовой бабушке, как... порошок стиральный! Все стирается! Все заново, все с нуля. И вот ты опять студент... Кстати, вчера ко мне студенты местные после спектакля приходили, и я чувствовал себя с ними, как... как их однокурсник!

— Я слышал, Вы были далеко не самым успевающим студентом...

— В Саратове – да. Меня там вообще чуть не отчислили. На втором курсе поставили, помню, тройку с минусом по мастерству... Но училище закончил. А к Табакову в школу-студию МХАТ приехал, когда у него уже заканчивался первый курс. И взял он меня с испытательным сроком. ...

— Интересно, что же Вас сегодня больше привлекает – кино или театр?


— Да нет, так нельзя. Я люблю и то, и другое. Просто иногда кино больше выходит на первый план, иногда – театр. Например, я полгода снимался, не останавливаясь. С июля у меня были съемки в двух картинах, поэтому я в это дело крепко вник, полюбил его на какое-то время больше, чем театр. Первый фильм называется "Момент истины". По роману Богомолова, его снимает режиссер Пташук. Кстати, этот фильм считается самым крупнобюджетным в нашей стране (не сравнивайте с "Сибирским цирюльником": у него был не наш бюджет, а европейский). А вторая картина – "Женское имя"* Леши Учителя, в которой я тоже играю одну из главных ролей.

— Женя, а западный киномир на Вас глаз еще не положил? Не зовут сниматься туда, как, например, Сашу Домогарова в последнее время?

— Вы знаете, съемки съемкам рознь. Не секрет, что многие мои коллеги снимаются там лишь потому, что соглашаются играть бандитов. Сейчас это востребовано Западом. Мол, бандит – значит, русский. Первая такая ассоциация... Мне лично это неприятно играть. Я никого не критикую, у каждого из моих коллег свой выбор. А я этого делать не буду! Подносить чемоданы... Впрочем, иногда в этом ничего обидного нет. Я ведь у Михалкова в "Утомленных солнцем" тоже сыграл малюсенькую роль...

— И сыграли ее гениально!

— Спасибо! Но не в этом дело. Просто... надо всем брать пример с Олега Меньшикова, моего друга, который снимается исключительно в достойных картинах.

— Кстати, по поводу Меньшикова. Говорят, Вы уже взяли с него пример в другом – категорически отказываться от любых интервью. И я, если честно, вчера вечером был немало удивлен, когда Вы с легкостью назначили мне эту встречу в своем гостиничном номере...

— Я на самом деле избегаю интервью. Но Меньшикова в чистом виде не повторяю, ибо он вообще никогда не дает интервью. Я же их даю, но только тогда, когда считаю это нужным. И желательно, только тем людям, кого я знаю и уже доверяю. Но только не московским журналистам! Многие из которых, по-моему, уже давно сошли с ума... И я не хочу, чтобы утром за завтраком, кто-то сидел, жевал сосиску и читал в газете (я сейчас не про Вашу говорю) мои откровения... Мне это неприятно. Я не обслуживающий персонал, понимаете?.. Поэтому и молчу частенько.

— Но со мной, так сказать, по старой дружбе, надеюсь, все-таки, пооткровенничаете. Скажите, Женя, сегодня Вы уже обеспеченный человек в материальном плане?

— Я могу не думать об этом – честно Вам скажу. И благодаря этому я свободен в своем выборе. Я часто работаю там, где, грубо говоря, не так много платят, но зато безумно интересно. ...

— А отдыхать как и где предпочитаете?

— Вот представьте – не умею этого делать совершенно! Не у-ме-ю! Урод я!.. Либо бревном лежу на... пляжу! Либо ношусь, как угорелый.

— Новый год будете дома встречать?

— А как же! Всей семьей соберемся. Оксаны вот только не будет: она на гастролях в Китае. Это первый Новый год, который мы встретим не вместе. А еще у меня есть круг друзей ,с которыми я всегда встречаю Новый год. Обязательно приглашу их в гости. А может, они нас всех вытащат куда-нибудь за город...

— Интересно, что бы Вам в подарок хотелось получить?

— Ой, Вы знаете, я так люблю дарить подарки! А вот получать – не очень, если честно. Хочу всем своим подарить дракончиков каких-нибудь оригинальненьких! (Смеется.) А еще – представление! Дело в том, что у нас в новогоднюю ночь принято... не просто, там, выпили-закусили, а мы устраиваем целые спектакли немыслимые! Дед Мороз со Снегурочкой у нас каждый раз назначаются. В прошлом году Дедом Морозом был я, а Снегурочкой... одна девушка...

— Ваша, Женя, девушка? В смысле – любимая?

— Неважно! Можете написать, что я свободен. Пока... Устроит такой ответ?.. Ну, так вот. Шарады, различные совершенно безумные игры с фейерверками продолжаются до утра. Гуляем по полной программе!

— Раз уж мы заговорили о Новом годе... Как Вы себя ощущаете на пороге нового тысячелетия?

— Думаю, как и все – очень неуверенно. Я же не сумасшедший, я связан с этим миром. Посмотрите, ведь доброта ушла абсолютно... "Не дай мне Бог сойти с ума!" – писал Александр Сергеевич чуть меньше двухсот лет назад. Сегодня, по-моему, все сошли с ума. И поток недобра сегодня немыслимый льется... Как это остановить? Никто не знает... (Пауза.) Я вот тоже, в частности, играю Гамлета не с целью навязать что-то свое, а с целью себя как-то найти, разобраться в каких-то своих личностных вещах... Почему Гамлет так очень долго не мстит? Потому что он не понимает смысла этого мщения. Он защитил честь отца и убил Клавдия. Но пользы миру от этого не прибавилось! А как поступать по-другому – он не знает. От этого, в принципе, он и умирает, понимаете?.. Это о многом говорит...

— Коль уж мы затронули тему "Гамлета"... Как Вы считаете, чему быть в новом веке, а чему – не быть?

(Тяжелый вздох.) Чему быть, чему не быть?.. Думаю, разум должен возобладать. Особенно в России. Господь не должен нас оставить. Знаете, вот... мать любит всех своих детей, так ведь? Но, например, заболевшего она будет любить вдвойне, ибо ему нужна помощь. Так вот Россия – это больной ребенок, у которого температура не 37,7, а 377 градусов! Уже градусники давно все полопались!.. Я просто верующий человек. Я убежден, что Бог нам всем поможет.

— Женя, чего Вы еще хотите достичь в жизни?

— Это такой серьезный вопрос... Так с ходу и не ответишь. (Долгая пауза.) Знаете, по большому счету хочется, чтобы то, что делаешь, кому-то было нужно. С одной стороны. С другой – хочется согласия с самим собой. Это самая сложная штука в жизни... С собой договориться, понимаете?.. Я сейчас играю Ивана Карамазова в театре. И вот он с собой настолько честен! Он не может пойти на сделку с собой, ни на какой компромисс... Это абсолютный идеал! Идеал человека... бесстрашной честности! В первую очередь – по отношению к себе. Это, конечно, тоже перебор. Но мне иногда очень хочется быть похожим на него. Тогда я достигну гармонии. А к этому стремятся все абсолютно: цветы, растения, муравьи... Все! Вот и я тоже...

*ПРИМ. САЙТА: Картина вышла под названием "Дневник его жены".