ИМЯ: ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ

Журнал "Caprice cafe de femme"
Татьяна Суховеева

Жизненное кредо: "Моя профессия интересна именно тем, что с каждой новой ролью я познаю себя. Я думаю, это одно из самых интересных занятий, поскольку человек – это микрокосмос, и сколько там всего намешано!"

Я влюблена в артиста Евгения Миронова. Для моего уже зрелого возраста это может показаться по меньшей мере странным. Но я влюблена так, что если вижу его в титрах – смотрю картину не задумываясь, и не раз. Мне раньше было забавно видеть, как актеры, а чаще певцы, особенно заморские, говорят зрителям со сцены: "Я люблю вас!" Теперь я понимаю эту любовь. Причем мое трепетное отношение к этому актеру возникло после просмотра картины, которая в его фильмографии почти не упоминается. Говорится о кинодебюте в фильме Александра Кайдановского "Жена керосинщика", о первой главной роли в "Любви" Валерия Тодоровского, о "Маме" и "Мусульманине", об "Утомленных солнцем". А я не могу оторвать взгляд от него в фильме "В августе 44-го". Купила видео и смотрю, когда захочу. Потом хочется любить людей, верить в них, доверять им. Удивительный актер – умный, естественный, добрый, гармоничный, а главное, необычайно талантливый. "Побег" сразу не посмотрела, боялась разочароваться, потому что сказали – наша версия "Беглеца" с Харрисоном Фордом, сюжет – один к одному. Недавно фильм прошел на телевидении. Мне понравился очень. Я не думала – может так быть или нет. Я "болела" за него, чтобы все, наконец, узнали правду и справедливость восторжествовала.

Я читала о нем только хорошее. Причем и Инна Чурикова, и Олег Табаков говорят с такой любовью, с такой нежностью, как в фильме "Свой среди чужих..." говорили о главном герое – лица расплывались в улыбке. В книге Олега Табакова "Моя настоящая жизнь" есть глава о нем: "Должен признаться, что Женя – прежде всего любимый мною человек. Слагаемые этого чувства, вероятно, очень личные. Тут и общность судьбы, если хотите. Миронов – мой земляк, саратовец, сильно напоминающий меня в юности: белобрысый, немного тщедушный и очень любящий играть на сцене. Этим он мил моему сердцу необыкновенно". Я смотрела программу Федора Бондарчука, где Евгений Миронов рассказывал, как приехал в Москву и с чемоданом пошел к театру "ловить" Табакова, чтобы тот принял его на свой курс. И как думал, что он предложит ему свой дом, раз жить Евгению пока негде. Я верю, что так все и было. И эта наивность не вызвала во мне ни смеха, ни удивления. Я вспомнила его слова: "Когда приехал в Москву, я был счастлив. Сами эти шесть букв М-О-С-К-В-А на фасаде Павелецкого вокзала казались волшебными. Я сияющими глазами смотрел вокруг, и на меня словно сыпался какой-то серпантин..." Нас так трудно чем-то удивить, мы такие закрытые, защищенные, а он удивляется и радуется, и он открыт.

Он считает, что ему просто везло с хорошими ролями и режиссерами. Режиссер с мировым именем Петер Штайн признался, что у него не было решительно никакой концепции "Гамлета" и согласие взяться в России за одну из величайших пьес было вызвано лишь тем, что именно здесь он нашел актера, способного справиться с этой ролью, то-есть Евгения Миронова. Когда появилась возможность взять у него интервью, я растерялась. Какие вопросы задают знаменитостям: какие у Вас творческие планы? а как Вы справились с такой-то ролью, а с такой-то? Мне хотелось говорить с ним, как Опра Уинфри в своей программе: легко и просто. Может быть, в следующий раз у меня это получится лучше.

— Евгений, когда Вы в 12 лет поставили мюзикл "Красная шапочка" на школьной сцене, да еще на музыку оперы Верди "Аида", уже тогда сердце было навсегда отдано театру?


— Да.

— Когда в театральной или кинематографической семье дети идут по стопам родителей, или даже из поколения в поколение – это понятно, они с детства живут на сцене. Что произошло в Вашей душе, почему Вы стали актером?

— Я никогда не анализировал своего выбора с этой точки зрения. Хотя родители мои люди безусловно талантливые. И папа, и мама...

— Бытует мнение, что именно Фокин научил Вас мастерству паузы, мастерству крупного плана, а скорее, раскрыл. Это так?

— Нет. Этому нас научила очень серьезная школа МХАТа. В частности, такие великие мастера, как Василий Иванович Качалов.

— Вы можете молчать, только смотреть – и времени не замечаешь, кажется, в Вас так глубоки мысли, созерцание, даже скорбь. Поэтому, наверное, Вам была предложена роль Иешуа в "Мастере и Маргарите". Отказ был Вами прокомментирован в программе Федора Бондарчука: "Не могу я сегодня играть Бога, а завтра боксера". Раскройте, пожалуйста, глубже Вашу мысль, если это не касается только этой роли.

— Пожалуйста. Я очень серьезно отношусь к вопросам, которые касаются религии и веры. Именно поэтому роль Иешуа была для меня недопустима.

— Вы дважды работали с Петером Штайном. Что Вы скажете об этом режиссере и, в частности, о его "Гамлете"?

— Штайн – суперпрофессионал. У него потрясающая техника и глубокое знание истории. А вот работа над "Гамлетом" несколько разочаровала – Маэстро выделил нам всего два месяца. Три недели из них занял перевод текста, поскольку, как оказалось, ни один перевод "Гамлета" не соответствовал оригиналу. Этот новый перевод создал новую компоновку, новые драматические вставки.

— Музыкальные навыки помогли освоить саксофон в "Гамлете"?

— Скорее всего, это не было музыкальными навыками... Музыкальный слух – да... плюс терпение, чтобы упражняться в гаммах.

— Каким режиссерам Вы никогда не откажете, даже не читая роль?

— Таких режиссеров не существует в природе.

— Вы невероятно популярны. С 22-х лет Вы сыграли самые звездные роли – Гамлет, Отрепьев, Лопахин, Треплев, князь Мышкин, не считая ролей в кино известных режиссеров. Какие еще хочется сыграть?

— Я не буду отвечать на этот вопрос, потому что так или иначе в этом случае загадываешь наперед.

— Слово "любовь" стало для Вас более значимым после одноименного фильма? Когда впервые настигло Вас это чувство?

— Слово "любовь" стало для меня значимым в четырнадцать лет.

— Вы женаты? Кто Ваша избранница?

— Я пока еще не женат.

— Новую роль Вы репетируете только на сцене или живете в образе и дома?

— Вхождение в новый образ абсолютно неконтролируемый процесс. Иногда он может занимать все двадцать четыре часа в сутки. И для этого совершенно не обязательна сцена.

— Ваша внешность вне времени – Вы легко перевоплощаетесь, у Вас никогда не может быть штампов, хотя многих широко известных и любимых актеров трудно представить в какой-то определенной роли. Красногвардеец Олега Янковского все равно немного "беловатый". Значит ли это, что Вам подвластны все роли?

— Это интересный вопрос. Конечно, мне бы хотелось в это верить...самонадеянно как-то, с одной стороны... Хотя до сих пор проблем не возникало.

— Актеры говорят, что "плохих" интереснее играть, чем "хороших". У Вас это так? Если да, то почему?

— Я считаю, что однозначно "плохих", все равно что абсолютно "черных" героев не бывает... Играть "плохих" сложнее. Потому что входить в черную дыру и выходить из нее всегда очень тяжело.

— Вы больше замкнуты, чем общительны, или наоборот? С кем из актеров Вы дружите?

— Я бываю разным. На настоящую дружбу нужна уйма времени – а у меня его совсем нет...

— К поклонницам относитесь спокойно, с юмором, с пониманием, с раздражением?

— С пониманием... За редким исключением у меня милые и интеллигентные поклонницы.

— В фильме Егора Кончаловского ваш герой чрезвычайно ревнив, но порядочен, настойчив и смел. Ревность – чувство от любви или от эгоизма?

— От эгоизма.

— На сцене и в кино Вы то тихий, то грубый, то утонченно-деликатный и беззащитный, хрупкий и слабый, сильный и агрессивный. Каков Ваш характер, какой Вы в жизни?

— Спросите у моих родных...

— В Вашем жизненном кредо заложен главный интерес к жизни – познание себя. Изучая себя, можно понять свой потенциал, как актерский, так и человеческий. Что Вы открыли в себе?

— Это сложный вопрос... Целая тема. Можно говорить часами. Вот так просто ответить не могу...

— Других Вы тоже изучаете?

— Да. Психология входит в специфику профессии актера.

— Какой вид отдыха Вы предпочитаете?

— Теперь – горные лыжи... Раньше – достаточно пассивный отдых на море...

— У одного из французских актеров был случай: ему предложили роль, которую он не хотел играть, и тогда, чтобы от него отстали, он назначил неимоверно высокую цену за свое участие. К его удивлению, режиссер радостно согласился, и ему пришлось играть. С Вами может такое произойти?

— Возможно... Но, знаете, я не представляю себе этой суммы.

— В последнее время русские актеры, наконец, получили возможность хорошо зарабаты вать, с вытекающими из этого последствиями, что поднимает их материальный уровень к звездам Голливуда. Вы все можете себе позволить, а что позволяете? Вот у Джона Траволты есть свой самолет...

— Это неправда. Насчет материального уровня наших актеров, поднятого до уровня звезд Голливуда. Хотя я, например, могу себе позволить не сниматься в плохих фильмах.

— Если Вам поступит предложение несколько лет поработать за границей, Вы уедете?

— Это будет зависеть от моего конкретного интереса к этому предложению.

— С кем из западных актеров и актрис Вам бы хотелось сняться?

— С Шоном Пеном и Джоди Фостер.

— Некоторые актеры впоследствии становятся режиссерами. Значит, они "наигрались"? У Вас не возникало такого желания?

— Я думаю на эту тему... Но не потому, что "наигрался".

— Вы бывали в Крыму? Мы хотим пригласить Вас как почетного гостя на церемонию награждения журналом наших лучших фотографов, моделей, журналистов и т.д., которая намечается на май в Ялте. Вы примите наше приглашение? Скажите "да"...

— Да, если позволит рабочий график. Спасибо!

Благодарим Эллу Пружанскую и Инну Козлову за помощь в подготовке материала.