ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ ПОЗДРАВИЛ С ЮБИЛЕЕМ РОДИОНА ЩЕДРИНА

Известия
24.12.2012
Виктория Иванова

В честь выдающегося российского композитора была исполнена редко звучащая «Поэтория»

Московская филармония поздравляет с 80-летием композитора Родиона Щедрина. Первым с музыкальным приношением уже выступил Михаил Плетнев, следующим стал Владимир Юровский с Государственным академическим симфоническим оркестром имени Светланова.

В программе вечера концертного цикла значился редко исполняемый «Автопортрет» и российская премьера: оркестровый фрагмент «Гейлигенштадтское завещание Бетховена», написанный в стилистике, близкой венскому классику. Это уже не первый опыт обращения Щедрина к Бетховену: в 1999 году он сочинил «Прелюдию к Девятой симфонии». Главная идея «Завещания» опять-таки заимствована у Бетховена: «от мрака к свету». Завершилось первое отделение романсом в народном стиле «Таня-Катя» в исполнении сопрано Татьяны Моногаровой и концертом «Звоны» — благодатью для ударников: помимо пяти настоящих колоколов и всевозможных бубенчиков в финале используется настоящий пистолет.

Однако главным событием стало исполнение «Поэтории» — концерта для поэта, смешанного хора и оркестра, созданного в содружестве с Андреем Вознесенским еще в 1968 году. Впервые «Поэтория» исполнялась в начале 1969 года в Большом зале консерватории, потом — в 1974-м.

В третий раз «Поэтория» прозвучала в исполнении Евгения Миронова (поэт) и Натальи Борисковой (народный голос). Перед солистами стояла непростая задача: раньше партию поэта исполнял сам Андрей Вознесенский, партия же народного голоса писалась для Людмилы Зыкиной. Для исполнения хоровой партитуры Владимиру Юровскому пришлось задействовать сразу три хора, которым удалось разместиться на сцене, только заняв боковые лестницы.

Миронов в поэтическом обличье (белая рубашка, шейный платок) активно жестикулировал, то и дело подглядывал в текст, но допустил несколько искажений, в том числе пунктуационных. Однако стихи Вознесенского испортить сложно: когда артист был уверен в себе, публика замирала. Реплики героя эхом отражались в шепотах хора, создающих подобие 3D-эффекта. А сильный, звучный тембр Натальи Борисковой, имитирующий то церковное чтение, то народные плачи, разрешил сомнения слушателей по поводу неудачной акустики зала после выступления г-жи Моногаровой.

Несмотря на официальный повод, вечер обошелся без традиционных поздравительных речей. Композитор с супругой Майей Плисецкой внимательно следили за происходящим из первого амфитеатра, а после каждого номера Щедрин поднимался на сцену — обнять дирижера и поздравить артистов. В итоге Родион Константинович с артистами же и ушел, оставив г-жу Плисецкую в зрительном зале. Великая балерина удостоилась даже больших оваций, чем юбиляр: принимая букеты и комплименты, Майя Михайловна поприветствовала публику фирменными взмахами удивительных рук. Зрители отвечали бурными аплодисментами.