"ЕГИПЕТСКИЕ НОЧИ" В НОВОМ ПРОЧТЕНИИ

Радио "Голос России"
25.04.2012
Елена Ларина

В Московской консерватории прошел один из самых ожидаемых концертов программы XI Пасхального фестиваля После нескольких концертов в российских городах XI Пасхальный фестиваль вновь переместился в столицу.

В Московской консерватории прошел один из самых ожидаемых концертов фестивальной программы с участием оркестра Мариинского театра, маэстро Валерия Гергиева и двух известных московских артистов - Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова. В концерте звучала музыка Сергея Прокофьева, которому маэстро и посвятил нынешний фестиваль.

Вечер открыла Симфония № 4, которую композитор написал по заказу Бостонского симфонического оркестра. Предприимчивый Прокофьев использовал в ней музыкальный материал из балета "Блудный сын", отвергнутый когда-то заказчиком, Сергеем Дягилевым.

В первом отделении концерта прозвучало еще одно редко исполняемое сочинение композитора - фортепианный концерт № 4. Солировал Алексей Володин, но, к изумлению публики, играл исключительно левой рукой. В зале даже пошли перешептывания о сломанной правой руке пианиста.

На самом деле Четвертый концерт был написан Сергеем Прокофьевым специально для австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, который во время Первой мировой войны потерял руку. Но концерт не был оценен музыкантом по достоинству и так и остался не исполненным при жизни композитора.

Алексей Володин отчасти исправил эту несправедливость, продемонстрировав уникальное мастерство своей левой руки, которую после исполнения тепло пожал маэстро Валерий Гергиев.

Однако главная интрига вечера была связана со вторым отделением концерта, в котором прозвучала симфоническая сюита Прокофьева "Египетские ночи", написанная им в свое время специально для спектакля Таирова. Это также достаточно редко исполняемое произведение этой весной вдруг привлекло внимание сразу двух крупнейших дирижеров современности.

В рамках Международного фестиваля имени Ростроповича оно прозвучало в исполнении Лондонского филармонического оркестра под управлением Владимира Юровского. В роли чтецов тогда выступили Чулпан Хаматова и Константин Хабенский. Валерий Гергиев на мужскую партию пригласил Евгения Миронова. По словам актера, работать было интересно:

"Я 10 минут говорил с Гергиевым Валерием Абисаловичем в гримерной, и он за эти 10 минут поставил передо мной сложные актерские задачи. Я так порадовался, потому что мне сразу есть за что зацепиться. Он сказал о повороте в музыке, и какая эмоция тут необходима.

Он поставил задачу как режиссер, а не как дирижер, поэтому мне очень интересно. Я, перечитывая "Египетские ночи" Пушкина, по-другому себе представлял и импровизатора, и автора. Валера сразу дал другую тональность".

Если для Евгения Миронова это первый опыт в жанре декламации, то Чулпан Хаматова участвует в таком проекте второй раз. По мнению актрисы, это два совершенно разных прочтения одного и того же произведения:

"Я наслаждаюсь и там, и там. Мне подарили еще одну возможность. Я не так глубоко понимаю музыку, чтобы брать на себя ответственность и что-то сравнивать. Совсем по-разному. Если какие-то куски надо было делать легче и светло, то здесь, наоборот, все глубже, темнее и страшнее. Это очень интересно. Видимо, так по-разному слышится одна и та же музыка.

Это история про музыку, это, в первую очередь, история про Прокофьева. Это его спектакль. Даже интересно, как это было на сцене Камерного театра, но мне кажется, что там основной героиней тоже была музыка".

Артисты заверили, что этот концерт стал только рождением совместного проекта. Его дальнейшая жизнь пока определена двумя ближайшими событиями - участием в фестивале "Белые ночи" в Санкт-Петербурге, где будет показан расширенный вариант "Египетских ночей".

А в мае это произведение Прокофьева в исполнении оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, с участием Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова прозвучит на крупнейшем музыкальном фестивале в Зальцбурге.