ДИСТАНЦИЯ КОРОТКОГО РАЗМЕРА

Газета "Культура" №4
03-09.02.2011
Алла Михалева, Елена Груева

Театр Наций – провинциальной сцене

Взаимоотношения московских и других театральных сцен нашего Отечества ничем не отличаются от общего расклада – столица и вся остальная Россия. Во всяком случае, так его ощущают живущие на периферии.

Государственный Театр Наций вкупе с Министерством культуры Российской Федерации провел в Пскове Акцию по поддержке театров российской провинции. Театр Наций вообще отслеживает жизнь далеко от Москвы. Помимо того, что в его творческом активе – Фестиваль театров малых городов России, в свои проекты (в том числе и международные, такие, как "Сезон "Иванова"", когда на протяжении года в столицу приезжали разные постановки чеховской пьесы, или "Шекспир@Shakespeare") он перманентно включает спектакли нестоличных российских театров. Но, говоря откровенно, это мало что решает в жизни провинциальной сцены с ее скромным бюджетом, низкими окладами, зачастую аварийным состоянием театральных зданий, незаинтересованностью средств массовой информации, которые, увы, нужно "проплачивать", отсутствием профессиональной критики и еще кучей бытовых и творческих проблем. Есть, конечно, края, области и города, в которых отношение к культуре более внимательное, то-бишь лучше финансируемое. Скажем, в Пермском крае, где в небольшом городе Лысьва Театр Наций вот уже трижды проводил уже упоминавшийся Фестиваль театров малых городов России. Причем художественному руководителю Театра Наций Евгению Миронову удалось добиться почти невозможного. Все театры-участники последнего по времени и восьмого по счету фестиваля приехали в Лысьву на весь фестивальный срок. Как говорится, от звонка до звонка – с церемонии открытия и до последнего дня. Впервые за годы существования этого театрального форума были созданы нормальные условия для профессионального общения, когда все смотрят спектакли всех, все участвуют в мастер-классах и обсуждениях, все присутствуют на церемонии закрытия. И призы под гром аплодисментов и восторженные крики зала получают не руководители театров, а сами лауреаты, что, естественно, поднимает их боевой и творческий дух.

И вот теперь Театр Наций совместно с Министерством культуры России разработал программу постоянной поддержки "малой" театральной России, в рамках которой предполагаются ежемесячные режиссерско-педагогические десанты Театра Наций в провинциальные театры. Первым пунктом его высадки стали Псков и Великие Луки. Хотя один из названных городов к числу малых не относится, потребность в приливе новой творческой энергии он тоже ощущает. Поэтому Псковский театр имени А.С. Пушкина также был включен в маршрутный лист; поехали туда театральные педагоги и команда режиссеров в составе: Семен Александровский, Тимур Насибов, Анна Потапова, Игорь Черкашин, совершившие профессиональный рывок – практически за три дня подготовили эскизы спектаклей. То, что было показано в результате этого спринтерского забега, даже сложно назвать читкой или заявкой на спектакль. В нескольких случаях получились без преувеличения готовые работы. К ним можно отнести и две монопьесы Ярославы Пулинович: "Наташина мечта", "Победила я!" Режиссер Анна Потапова, прекрасно понимая, что еще неопытным актрисам, вчерашним студенткам, будет сложно продержаться наедине с залом на протяжении сорока минут, объединила два монолога "хорошей" и "плохой" девочек в один спектакль, что стало настоящей творческой находкой. Сопоставление двух историй – барышни из благополучной семьи и оторвы-детдомовки – еще более заострило конфликт каждой из пьес, в основе которого классовая неприязнь тех, у кого от рождения есть все, к тем, у кого нет ничего. Помещенные рядом (вернее, пропущенные один сквозь другой) два монолога молодого автора в исполнении совсем юных артисток Ксении Хромовой и Жанны Стремяновой слились в одну сильную и печальную историю о нравственной инфантильности, эгоизме и трагическом одиночестве незрелой души.

Приезд молодых режиссеров дал мощный импульс для креативного выплеска артистам, за эти три дня подготовившим настоящие роли. Псковитяне, помимо пьес Пулинович, показали "Танец "Дели" Ивана Вырыпаева (режиссер Семен Александровский) и "Демонов" Натальи Ворожбит (режиссер Игорь Черкашин). А великолукцы привезли в Псков непростую пьесу с не менее сложным названием "История медведей панда, рассказанная одним саксофонистом, у которого имеется подружка во Франкфурте", написанную живущим во Франции румынским драматургом Матеем Вишняком и поставленную Тимуром Насировым. Что примечательно: и молодые постановщики, и артисты разных поколений, принимавшие участие в этом экспериментальном проекте, похоже, ощущали себя вполне уверенно в пространстве "новой драмы". Для первых (режиссеров) – уже хорошо освоенной, для вторых (артистов) – terra incognita.

Впрочем, "новая драма" – лишь принятые куратором проекта Олегом Лоевским условия игры. Она дает участвующим сторонам – актерам и режиссерам – равные условия. И те, и другие, сталкиваясь с незнакомым текстом, вынуждены работать с чистого листа, без наработок и штампов, вынуждены вместе искать новые решения. А значит – слушать и слышать друг друга. Ведь главная цель лаборатории – представить театрам малых городов России новых режиссеров, готовых с ними работать. И в этом смысле результат второго десанта, высадившегося в Рыбинске, нужно признать стопроцентным: все четыре представленных публике эскиза спектакля Рыбинский драматический театр захотел увидеть в своем репертуаре.

В эксперименте участвовала вся труппа. Задействованы были все возможные игровые площадки: и фойе, и камерный репетиционный зал, и большая сцена, и даже холодная арьерсцена, где обычно хранятся декорации. Ее ободранные стены с дырами на улицу очень подошли для лаконичного, суховатого спектакля "Фронтовичка" режиссера Ильи Ротенберга (мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова, РАТИ-ГИТИС) по пьесе Анны Батуриной. Удивительно, как за три дня репетиций молодые режиссеры сумели разглядеть актеров и раскрыть их. Кирилл Вытоптов (мастерская Олега Кудряшева, РАТИ-ГИТИС) с заслуженными ветеранами рыбинской сцены поставил интимный, искренний и очень веселый спектакль-инсценировку рассказа Башевиса Зингера "В тени виноградника". Андрей Шляпин (мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова, РАТИ-ГИТИС) использовал кокетливо-лирическую органику актрисы Дарьи Дворниковой в той же "Наташиной мечте". Последним на большой сцене при самом большом стечении публики представил практически готовый спектакль "Остров Рикоту" по пьесе Натальи Мошиной выпускник мастерской Сергея Женовача Александр Хухлин. Стильный, легкий и ироничный.