СЕРЕБРЯНЫЙ ШНУР ТЕАТРА НЕ РВЕТСЯ

"Литературная газета" №52
22.12.2010
Леонид Колпаков

Представляем самые заметные, по версии "ЛГ", издания по истории искусств 2010 года

САМАЯ ЧЕЛОВЕЧНАЯ: "На что ушла моя жизнь": Книга о Валентине Ермаковой / Составитель и редактор О. Харитонова. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. –160 с.: ил. – 1000 экз.

Год назад в Музее-квартире К.С. Станиславского проходила презентация книги, о которой наши читатели знают, – "Великое культурное противостояние", – посвященной Анне Гавриловне Бовшек. Ее составил народный артист России Авангард Леонтьев, издание отмечено как лучшая просветительская книга года. Мы с Евгением Мироновым бродили по этому удивительному дому, рассматривали чудом сохранившиеся экспонаты, потом он говорил в своем выступлении, как важно не забывать учителей. Ведь именно Бовшек выделила когда-то мальчика Гарика Леонтьева из студии художественного слова при Московском доме пионеров... Прощаясь, Евгений Витальевич сказал: "Да, надо долги отдавать. Книгу пора выпускать".

Речь шла как раз об издании, увидевшем свет буквально через несколько месяцев. Акция по поддержке театральных инициатив при Совете по культуре и искусству при президенте России, которой руководит Миронов, выделила грант на его выпуск. И теперь смотрит на нас с обложки Валентина Александровна Ермакова (1924-2003). Замечательная провинциальная (в высоком смысле слова) актриса, народная артистка СССР, лауреат Госпремии и премии им. Станиславского (выходит, что разговор с ее любимым учеником в музее великого режиссера не был случайным).

Олег Табаков, который ребенком запомнил ермаковскую Аленушку в саратовском ТЮЗе, пишет в предисловии: "Она прошла полный курс подъемов, бед, взлетов и падений. И дело не в том, каких официальных званий она достигла, а в том, что вовремя поняла, что жизнь на ней не кончается, что "серебряный шнур" театра не должен оборваться, что достоинство художника заключается и в том, чтобы сделать все для передачи его в руки тех, кто приходит после".

Ольге Харитоновой удалось собрать, наверное, все или почти все, связанное с Валентиной Александровной. Здесь и собственные воспоминания актрисы – внутреннее путешествие, где никто и ничто не ограничивало ее маршрутов. "Она словно еще раз проживала свою жизнь под бесстрашным и беспощадным прицелом открывшегося ей самой нового взгляда", – подчеркивает составитель. Но после второго инсульта Валентина Александровна уже не встала. И тогда разговор о ней продолжили ее ученики и коллеги.

Летом, предваряя выход книги, "ЛГ" напечатала очень личные воспоминания Евгения Миронова о своем педагоге, увеличив будущий тираж на 148 тысяч экземпляров. Жаль, что не нашлось на газетных полосах места для текста режиссера Александра Дзекуна "Контесса, или Радость бытия" – настоящего очерка нравов провинциального театра, взаимоотношений артистов, любви-ненависти-зависти. Актриса Галина Тюнина нашла очень точные слова для рассказа о Валентине Александровне, от которой она ушла (!) со второго курса, уехала из Саратова и устроилась в детсад. А потом "кто-то из ребят с курса позвонил мне и передал просьбу Ермаковой, чтобы я вернулась". Будущая звезда театра Фоменко села в поезд... "Она ни словом, ни намеком, ни тогда, ни потом не напомнила о скандале, который случился. Как будто не было ничего, будто я вышла погулять и вернулась". Таково было силовое поле таланта Валентины Александровны. И если б не оно, Максим Матвеев не работал бы сейчас в МХТ и не снимался в кино, не скрывался бы от папарацци с красавицей-женой, а был бы, скорее всего, юристом. "Она выдернула меня из совсем другой жизни, привела в профессию и всегда чувствовала свою ответственность за этот поступок, старалась, чтобы я не пожалел."

А серебряный шнур театра – в том числе благодаря уважительной, искренней, благодарной книге – не оборвется...