ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ ВСПОМНИЛ ПЬЯНУЮ БАБУ-ЯГУ

vokrug.tv
18.06.2010
Илона Егиазарова

Вот уже в седьмой раз самые популярные актеры собираются на "Акцию", придуманную Евгением Мирновым. Суть ее в том, чтобы прилюдно вручить денежные гранты и высказать слова восхищения провинциальным театрам, актерам, режиссерам, несмотря ни на что развивающим культурную жизнь глубинки.

Семь лет назад с этой идеей Евгений Миронов пришел к Владиславу Суркову – первому заместителю главы администрации Президента РФ, тот "Акцию" одобрил и... За это время десятки людей из городков и поселков, которых нет даже на картах, ездили по грантам учиться за рубеж, где-то выстраивались новые театры, где-то репетиционные залы...

Поскольку большинство популярных актеров сами родом из провинций, участвуют они в "Акции" охотно и с трепетом. Вот и на этот раз собрались самые сливочные сливки: Сергей Маковецкий, Владимир Машков, Кирилл Серебренников, Мария Миронова, Людмила Максакова, Авангард Леонтьев, Татьяна Догилева, Ингеборге Дапкунайте, Максим Матвеев.

Пришли в подчеркнуто неформальном виде: Миронов – в кедах, джинсах и куртке, Миронова – в скромном плащике и вуиттоновском шарфике, а Серебренников – вообще в штанах с одной спущенной подтяжкой, чем весьма развеселил Максакову. Держались непринужденно, много смеялись, а больше всех Евгений Миронов.

Вручая приз представителям самодеятельности, он, давясь от хохота, вспомнил такую историю:

"Я сам начинал в самодеятельности. Ставили мы в ДК какую-то сказку, и роль мне досталась Черта. Всю ночь перед спектаклем я мысленно очерчивал рисунок роли, представлял грим... Прихожу перед спектаклем: вся нечисть – лешие, Баба-яга – громоздятся в одном углу. Причем им всем глубоко за 50, а мне 12 лет. Я спрашиваю: "Где мой текст?". Они: " Мы работаем на полной импровизации!"...

И вдруг самый главный из них дает отмашку, и вся нечисть с гиканьем и свистом проносится из ДК в соседний магазин, где затоваривается огромным количеством бутылок... А потом мы все вместе понеслись в лес. Так и прошел мой дебют – на пеньке в обнимку с пьяной Бабой-ягой..."

У Владимира Машкова (кстати, ставшего недавно дедушкой, во что не верится – так брутально-молодо актер выглядит) была тоже припасена смешная история. Вручал он гранты сахалинским режиссерам (Учебной лаборатории театра кукол "Открытый остров" и лаборатории "Школа детской драматургии") и вспомнил:

"Я тоже из семьи кукольников: мама – режиссер Сибирского театра кукол, папа – актер... Я дебютировал на сцене в сказке, где играл плохого Волчонка, который всех бил, кусал и отнимал дома и еду... Так вот, я был "живой" куклой – мне на голову надевали башку Волчонка, на руки – перчатки... А зайчишки были вязаными куклами... В спектакле был эпизод, когда Волк выбегает в зал в погоне за зайцем. Играли мы в пионерлагере. И опытные актеры меня предупредили: ты когда побежишь – центрального прохода избегай, бегай по краям... Я в творческом запале об этом совете забыл. Бегу в центральный проход с диким воплем: "Где ты, заяц?! Я тебя съем!". И тут дети в отчаянной попытке спасти зайца вскакивают со своих мест, сбивают меня с ног, валят и кучей-малой начинают на меня падать. Я их аккуратно с себя сбрасываю – все-таки дети – и тут вижу угрожающую фигуру местной поварихи – толстой такой женщины, с которой рядом стоит крохотная девочка – ее дочка. Повариха подпихивает дочку ко мне поближе, и эта очаровательная малышка своими нежными пальчика впивается мне в филейную часть и проворачивает кожу с защемленным нервом в таком щипке, что я подпрыгиваю на месте и так газую... Так вот: прошло много лет, а передо мной до сих пор счастливое лицо той самой поварихи – более благодарного зрителя у меня, наверное, и не было..."

Благодарными зрителями в день "Акции" выступили как раз провинциальные актеры и режиссеры, которые хохотали над историями своих более популярных коллег и с радостью принимали дипломы и конверты с деньгами. Удивительные они люди! Одна из них – Галина Пальчик, бывшая железнодорожница, открывшая на БАМе домашний театр "Приют комедиантов", где занимаются и взрослые, и дети.

А самой пронзительной ноткой "Акции" стал момент чествования учителей. Как выяснилось, у саратовских уроженцев – Евгения Миронова, Галины Тюниной и моднейшего Максима Матвеева – один и тот же мастер: Валентина Ермакова. Недавно ее не стало, и Евгений инициировал издание книги ее воспоминаний. На "Акцию" он пригласил дочь Валентины Александровны, и все вместе вспоминали ее деспотичный, невыносимый характер и... доброту, заботу, мастерство и умение открывать таланты. Например, Максима Матвеева она нашла на выпускном вечере одной из школ, когда он уже всерьез готовился стать математиком.

"Я видел ее после инсульта, очень больную и слабую, – говорит Миронов, – и все равно она оставалась артисткой: едва волоча ногу, с восторгом показывала мне: "Посмотри, как некрасиво вывернута! Эх, жаль, раньше этого не знала – можно было такую краску в роль добавить!"."

А под финал "Акции" все дружно ели-выпивали и обнимались – и не было никакой разницы между звездами и теми, кто честно и тихо делает свое дело в Казани, Лысьеве и Нерюнгри.