Я БЫ В МЕНЕДЖЕРЫ ПОШЕЛ?

Газета "Московский комсомолец"
30.03.2010
Марина Райкина

Театр Наций прошел шоковый тест

— Какой ужас! – говорю я. – Ни за какие деньги в жизни не буду топ-менеджером. Лучше полы буду мыть.

— И я тоже. Кошмар, – говорит мне Евгений Миронов.

Вот диалог после просмотра спектакля с загадочным названием "Метод Гренхольма". Премьеру самой популярной в Европе пьесы представил Театр Наций Евгения Миронова.

"Метод Гренхольма" испанского драматурга Жорди Гальсерана Ферре шествует по миру и пользуется спросом, как ходовой товар. Причина проста – попал в болевую точку и вокруг нее закрутил интригу, достойную хорошего интеллектуального детектива. Но за что ему особое спасибо – показал эту загадочную и хорошо оплачиваемую особь, топ-менеджеров, такими, какие они есть. Объект для России новый, непознанный. Вот мы его и познали с помощью испанца Жорди Гальсерана и болгарина Явора Гырдева, осуществившего постановку "Метода..."

Итак, офис в стиле дорогого хай-тека. Входит мужчина в ладно сидящем недешевом костюме. Усики, портфель, нервная манера смеяться – скалит зубы. Входит второй (простоватый очкарик, тоже в хорошем костюме), и первый удивлен его появлению так же, как спустя пять минут крайне удивится стройная блондинка с худощавым парнем присутствию двух первых в офисе. Каждый из четверки – соискатель на должность топ-менеджера в международной корпорации – рассчитывает, что именно его пригласили на последнее собеседование. Ан нет, серьезная корпорация устраивает глобально-изощренное тестирование, а в общем-то – проверку на вшивость.

Правила игры четверке объявляются сразу: один из вас сотрудник корпорации, которого требуется обнаружить и вывести из игры. С этого момента в офисе начинается игра по-крупному.

Ох, как же интересно следить за психологическими разборками в офисном квадрате с четырьмя известными. Циничные шутки, комплексы, амбиции, работа под дурачка. Подтекст важнее текста, хотя сам текст (хороший перевод Владимира Подгускова) смешной, динамичный, с резкими сменами эмоциональных планов. Характеры прописаны четко. И ловишь себя на мысли, что даже неважно, кто в конце концов окажется "засланным казачком", куда интереснее смотреть, как офисный отбор превращается в отбор естественный: кто кого съест? Чему способствует тонкая сценографическая ремарка – известная "Акула в формалине" Домиэна Херста, кстати, менеджера от искусства.

Где игра, а где правда? Или все игра в правду? Ком нарастает, доводя действие до той точки, где, кажется, человеческая психика ломается, как ветка. Но нет, не тот человек топ-менеджер, чтобы его взяли голыми руками. Там, где нормальный отдернет руку, топ-менеджер погрузит ее по локоть в дерьмо: собственное и чужое. Есть ради чего – их зарплаты и бонусы поражают количеством нулей.

Сложнейший психологический материал потрясающе освоен четверкой русских артистов – Сергеем Чонишвили, Игорем Гординым, Викторией Толстогановой и Максимом Линниковым. Их игра напоминает оголенный провод, за который они вместе взялись. Первым номером идет Чонишвили – артист, показавший себя мастером экстра-класса. С ним – как на американских горках: вверх-вниз, смех-слезы, правда-ложь. Амплитуда его психологического существования на сцене невероятно головокружительная и сравнима разве что с сальто в четыре оборота.

— Я даже не узнал свой текст – это все благодаря актерам, – признался после премьеры испанский драматург, приехавший на первую премьеру своей пьесы в России.