ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: ЕСЛИ НА ФЕСТИВАЛЬ КУПИЛИ БИЛЕТЫ, ЗНАЧИТ, ПОНИМАЮТ, ЧТО НА БУКВУ "Г" МЫ НИЧЕГО НЕ ПРИВЕЗЕМ

Газета "Искра"
27.09.2008
Игорь Михайлов
(по материалам пресс-конференции)

Народного артиста России, руководителя Государственного театра Наций Евгения Миронова актеры-участники Фестиваля театров малых городов России встречали аплодисментами и стоя. Сходу начав, что называется, выдавать информацию, Евгений Витальевич быстро спохватился:

— Что ж это я с вами как с журналистами разговариваю? Здесь же актеры – на творческую встречу собрались! Так давайте общаться...

КТО ГЛАВНЕЕ – АКТЕР ИЛИ РЕЖИССЕР?

Именитый гость начал с того, что "пропел дифирамбы" Лысьвенскому театру драмы имени Анатолия Савина. И это нельзя назвать данью уважения принимающей фестиваль стороне. Предваряя возможное обвинение в этом, Евгений Витальевич объяснил, почему неровно дышит ко всем репертуарным театрам, к каким, несомненно, относится и наш:

— Репертуарный театр сегодня – большая редкость. Все театры в Москве и Санкт-Петербурге скатились до антрепризы. А кто хоть раз почувствовал запах денег, тому уже нет обратной дороги в искусство...

Судя по вопросам актеров из других театров, не везде удается успешно справиться с кадровой проблемой. Что удивительно, нет режиссеров. Лысьве в этом плане, можно считать, посчастливилось. В нашем театре постоянно работают два режиссера – Тимур Насиров и Валерий Годунов. Да и некоторые актеры имеют режиссерский опыт. К тому же в последние годы на нашей сцене ставят спектакли и режиссеры приглашенные. В основном – из Питера и столицы.

"Зацепило" Миронова обилие молодых лиц в зале. Когда он узнал, что в Лысьве, в музыкальной школе, есть театральное отделение, ситуация развернулась на 180 градусов: вопросы начал задавать гость, а зал – общими усилиями отвечать.

Во время беседы прорисовались некоторые острые для современного театра проблемы. Например, вопрос информационного вакуума. Кроме канала "Культура", иных способов познакомиться со спектаклями коллег из других городов нет. Евгений Витальевич обнадежил, сообщив о создании видеотеки, и пообещал подумать о вариантах обмена информацией.

При обсуждении проблемы конфликтов между актерами и режиссерами Народный артист занял сторону последних:

... Конфликт неизбежен, ведь я как актер отстаиваю свою линию, сопротивляюсь. Но нужно искать компромисс, который впишется в концепцию спектакля. Сегодня невозможно разделить труд актера и режиссера. В большинстве случаев это общие поиски смысла...

Немного потребовалось времени, чтобы, так сказать, отделить зерна от плевел: театр должен радовать людей или развивать искусство?

— Развлекаться ходят в цирк, – сказал гость. – Театр – это что-то иное. Если есть традиции, которые, несомненно, присутствуют в лысьвенской драме, то их поддержание и развитие, на мой взгляд, – важнейшее дело.

Не обошлось без вопроса о совмещении Евгением Витальевичем работы актера и руководителя.

— Тяжело, – не стал скрывать он. – Должен признаться, мне везло на хорошие роли. Многое сделано в этом плане, и мне стало тесно в актерских рамках. Захотелось заняться строительством чего-либо. Помочь тем, кто развивается, кто занимается искусством. И вот уже шесть лет занимаюсь акциями в поддержку театральных инициатив.

ЛЫСЬВА НАЧИНАЕТСЯ С ТЕАТРА

К сожалению, жесткий регламент оборвал общение, которое становилось все интереснее. Главное фойе театра оккупировали журналисты. Причем представителей пермских СМИ и телевидения было большинство. Такой интерес понятен, ведь в пресс-конференции, кроме Евгения Витальевича, приняли участие министр культуры Пермского края Борис Мильграм, член президентского совета по культуре, заместитель художественного руководителя Театра Наций Роман Должанский, председатель жюри фестиваля, член экспертного совета Национальной премии "Золотая маска" Олег Лоевский и глава Лысьвенского района Александр Гончаров. ...

— Зачем Вам нужен этот фестиваль? Продолжение традиции, заложенной еще до вас, или что-то иное?

Е. МИРОНОВ: ...Фестиваль – это помощь и театрам, и нам. Мы хотим понять, что происходит здесь, в каком положении находятся театры. А еще это синтез: будем приглашать молодых артистов, участвующих в фестивале театров малых городов, в Москву, на другие фестивали – чтобы они видели, что происходит в мире.
...

— Станет ли лысьвенский театр постоянной площадкой для театров малых городов?

Е. МИРОНОВ: Все возможно. Тем более, когда говорят, что не завод должен быть в центре поселения, а театр. Это очень обнадеживающе звучит. Знаю, что и губернатор края этим озабочен. Тут уж, как говорится, сам Бог велел. Театр-то исторический! То, что он появился во время войны, в такое тяжелое время, это же о чем-то говорит! Лысьва это заслужила, тут вопросов нет никаких! Вопрос в том, что есть и другие города. Но думаем, думаем...

...

— Какова доля альтруизма с вашей стороны? Готов ли кто-то из людей известных приехать, поддержать фестиваль?

Е. МИРОНОВ: Не понимаю, зачем? По-моему, и меня достаточно. Не этим же самоценен фестиваль. И если кто-то жаждал увидеть на сцене меня, то его ждет разочарование. Я не играю ни в одном из этих спектаклей. Здесь собрались профессионалы. Если к нашему мнению прислушались и купили билет, значит, понимают, что на букву "г" мы ничего не привезем!