НИКОЛАЙ ЛЕБЕДЕВ: КИНО – ЭТО ЛЕКАРСТВО ОТ БОЛИ

Газета "Экономическое обозрение Логос-Пресс" №10
21.03.2008
Ангелина Таран

... Николай Лебедев – известный российский кинорежиссер, снявший шесть картин, лауреат Государственной премии за фильм "Звезда" (2002 г.), член российского оскаровского комитета. Его фильмы получили множество призов на кинофестивалях и закуплены для показа в десятках стран. На прошлой неделе он побывал в родном Кишиневе и согласился рассказать "ЛП" о том, что его больше всего волнует, – о новом проекте.

— Я до сих пор не знаю, как сформулировать жанр этой картины. По моему разумению, это – триллер. Но у нас почему-то считается, что триллер – обязательно кровавая история. Однако классический триллер, скажем, триллер Хичкока – это история с нарастающим психологическим напряжением. У него даже убийство часто выведено за кадр. Главное – человек в состоянии опасности. В своем новом фильме я хочу рассказать историю любви, которая оборачивается схваткой с опасностью, даже со смертью, схваткой с обществом и лживой моралью. Это история того, как человек, только оставаясь наедине с любимым, нагой и молчаливый, отказавшийся от шелухи слов и предрассудков, может хоть на мгновение стать собой. А одетый, в общественных рамках, он – другой, просто винтик в системе.

Это недорогая картина. Когда-то я написал сценарий для сверхнизкобюджетного проекта киностудии им. Горького. Актер Алексей Серебряков собирался с ним дебютировать в режиссуре. Но тогда что-то не заладилось, и сценарий лег на полку, несмотря на то, что в конкурсе сценариев зрелищного кино он получил приз "За лучший сценарий боевика-триллера". Меня сподобил взяться за этот проект мой друг и деловой партнер Евгений Миронов, с которым мы учредили кинокомпанию "МЛ-студия". Вместе со сценаристом Леонидом Порохней мы полностью переписали сценарий, и получился эротический, психологический, шпионский триллер. Действие будет происходить в Москве и только несколько съемочных дней – где-то в экзотической стране. Продюсеры – Миронов, я и Рубен Дишдишян, глава компании "Централ Партнершип", где я снимал "Волкодава из рода Серых Псов".

"МЛ-студии" еще нет и года. Мы с Женей подружились, когда он снимался в моей картине "Змеиный источник" (1997 г.), и потом несколько лет обсуждали, какой бы вместе сделать проект. Много раз мы друг другу что-то предлагали, но то мне, то ему это не подходило. Потом мы "обменялись любезностями": Женя озвучил в "Волкодаве" одну из ролей, а я снял по его просьбе примерно четверть телевизионного проекта, с которого, так уж получилось, ушел режиссер. Это шпионский триллер под названием "Апостол" (скоро должен выйти на Первом канале). У Миронова там сразу две роли, по-моему, замечательные. После "Апостола" мы с ним создали студию. И теперь там запустили четыре картины, в том числе и мою. Ее рабочее название – "Фонограмма страсти".

Кино – это вообще группа товарищей, все остальное приходит. Раньше мне казалось безумно сложным найти деньги. И это было так. Кто даст начинающему режиссеру миллион? Сейчас у меня проблем с финансированием нет. Есть проблемы с хорошими идеями. После "Волкодава из Серых Псов" я получил огромное количество сценариев, среди них были и очень хорошие, но это не мой материал. Я и раньше отказывался от некоторых проектов, потому что чувствовал – не мое.

Я всегда выбирал сам и не снимал того, чего не хотел. Может, не всегда был доволен результатом, но выбор делал только по своей воле. ... После первого фильма (1991 г.) я шесть лет оставался без работы, без надежды, без денег, без угла. Шесть лет я ходил со сценарием этой картины. И, честно говоря, в какой-то момент я понял: может быть и так, что я умру, ни черта не сделав. Снимать кино начал неожиданно. Так долго толкал это, толкал, а мне говорили: "Сейчас нет возможности, напишите еще сценарий". И я писал. Мне очень повезло, что художественным руководителем моей первой картины был Юрий Арабов. Он меня познакомил с Валерием Тодоровским, который стал одним из продюсеров "Змеиного источника". Я помню, как 16 апреля 1997 г. я пришел в кабинет Сергея Ливнева – другого продюсера фильма и тогдашнего директора студии им. Горького. Он спрашивает: "Снимите за месяц?" Я понимал, что это невозможно, т.к. я перед этим получасовую картину снимал 20 дней и с трудом уложился. Но сказал: "Ага". – "Вы сможете начать 1 июня?". Я снова ответил: "Ага", понимая, что это нереально, но это был единственный шанс. Группа у меня появилась за неделю до съемок. За три дня пришлось заменить актрису на главную роль – так на экране впервые появилась Екатерина Гусева. Остроумова не горела желанием сниматься, т.к. сценарий казался ей мрачным. Миронов отказался от одной роли, и я еле уговорил его согласиться на другую – роль школьного секретаря Андрона. Съемка полнометражного фильма за 26 дней – отчаянный прыжок, т.к. были сложные сцены, в том числе массовые. Но у меня была хорошая группа. Оператор-постановщик – Сергей Астахов (работает с Алексеем Балабановым, снимал "Брат" и "Брат-2"). Было, как я теперь вспоминаю, здорово! Работая над "Змеиным источником", я думал: сниму эту картину и опять шесть лет буду оббивать пороги. Прорваться в большое кино, пусть даже уже сняв первый фильм, все равно казалось делом нереальным. Но я готов был биться и дальше. ...

В каждом конкретном случае я рассказываю конкретную историю с конкретным посылом. К примеру, когда снимал "Звезду", хотел рассказать о том ушедшем поколении, но не бытовую историю, а как реквием пропеть. "Змеиный источник" – это протест против провинциальности, не территориальной, а нравственной, духовной, такой вызов стылости души и разума. Когда снимал "Волкодава из рода Серых Псов", было желание увлечь современных людей сказочной историей и напомнить, что добро всегда побеждает зло, что месть, даже самая праведная, не может править миром, не должна быть смыслом жизни. В общем, в любом случае хочется, чтобы это были истории про добро, не стерильное, правильное, приглаженное, а такое, без чего мы жить не можем. Ведь мы все хотим, чтобы с нами все было хорошо, чтобы у нас в жизни была надежда. Я против кино, которое ее отнимает, даже если оно считается высоким искусством. Мне кажется, что кино – это лекарство от боли, не обезболивающее, а нечто, что дает силы жить дальше.