РАССТРЕЛЯННАЯ ЮНОСТЬ

Газета "Культура" №21
31.05-06.06.2007
Марина Гаевская

Спектакль "Снегири" (по пьесе Нины Садур "Смертники", написанной по роману Виктора Астафьева "Прокляты и убиты") – сценическая версия Театра Наций, сделанная на основе дипломного спектакля недавних выпускников РАТИ (режиссеры – Тимофей Сополев и Михаил Чумаченко). Вполне закономерно, что постановка представляет собой нечто среднее между учебной работой и профессиональным спектаклем. Педагогическая заинтересованность в максимальном раскрытии индивидуальности каждого молодого актера изначально лежит в основе любого дипломного показа. И этой главной задаче подчиняются все остальные компоненты действа, которым отводится по преимуществу вспомогательная роль. Отсюда откровенный аскетизм сценического оформления, состоящего из нескольких чемоданов, дымящейся железной печки и дощатых скамеек, трансформирующихся в различные детали обстановки. Тем же можно объяснить и неброскость условно-нейтральных костюмов: черные брюки, свитера и шапки, чем-то напоминающие детские капоры, в финале сменяются одинаковыми белыми одеждами.

Постановочные приемы также предельно просты, но при этом достаточно емки и метафоричны. Встав на выкрашенные в красный цвет доски, герой из действующего лица превращается в рассказчика, чье воображение из настоящего уносится то в прошлое, то в будущее. В воспоминаниях и игровых эпизодах переплетаются судьбы совсем еще юных мальчишек, с жестокой стремительностью ввергнутых в горнило Великой Отечественной войны. Толком не обученные, замороченные абсурдными приказами или бездумно брошенные на произвол судьбы, они гибнут нелепо и бессмысленно. Одни находят смерть в первом же бою, другие становятся жертвами показательного расстрела, устроенного для всеобщего устрашения. Символизирующие убитых шинели одна за другой падают на пол и очень скоро покрывают почти всю площадку. Между тем оборотная сторона программки дает возможность ознакомиться с одной из газетных передовиц того времени, в которой звучат пафосные призывы к "идейно-организационной и агитационно-пропагандистской работе с молодежью".

Будучи почти ровесниками своих героев, молодые актеры существуют в предлагаемых обстоятельствах более чем полувековой давности вполне органично и достоверно. А там, где исполнителям еще не хватает опыта и мастерства, выручают молодой задор и творческий азарт. Разговор о страшных и жестоких вещах ведется без слезливой сентиментальности и искусственного пафоса. А серьезность темы отнюдь не исключает шутливого озорства и острого юмора. Правда, порой артисты излишне увлекаются броскими комическими деталями, без которых вполне можно было бы обойтись, как и без необязательных вкраплений ненормативной лексики. Но все это в значительной степени искупается главным – той искренностью и пронзительностью, которые неизменно присутствуют в исполнении молодых актеров, сумевших понять и прочувствовать то, что было пережито их далекими сверстниками.

Спектакль закольцовывается эпизодами послевоенной жизни, в которой контуженный, потерявший руку Лешка Шестаков (Евгений Ткачук) чувствует себя потерянным и беспомощным. Память же все время уводит его в прошлое, к друзьям, которые обязательно помогут и поддержат. Там, в Лешкиных воспоминаниях, они все еще веселые, ребячливо-озорные, не способные даже представить, что их жизнь совсем скоро закончится, так и не успев начаться. Но с какой-то мучительной отчужденностью Лешка будет многократно повторять слово "убит", и один за другим исчезнут все: задиристо-отчаянный Леха Булдаков (Владимир Абашин), добросердечный, забавно-несуразный старообрядец Коля Рындин (Роман Шаляпин), шустрый, заводной Талгат (Нияз Гаджаев)... А трогательно-наивные, по-детски беззаботные двойняшки – Еремей (Артем Тульчинский) и Сергей (Павел Акимкин) Снегиревы – до последней минуты будут искренне верить в то, что их не могут расстрелять лишь за недолгую отлучку к матери и за принесенное друзьям молоко. В сцене, когда приговор зачитывают и приводят в исполнение, за спинами братьев появляются два удивленно-испуганных существа (Елена Лабутина, Елена Николаева), словно детские души, как маленькие птички – снегири, не хотят улетать из этого мира. Но еще две шинели падают на пол... Да и сам Лешка Шестаков, единственный из всей роты оставшийся в живых, вскоре после окончания войны уйдет вслед за своими друзьями, так и не сумев найти свое место в мирной, но не менее жестокой жизни.

Помимо роты новобранцев, в спектакле, разумеется, присутствуют и не столь юные персонажи, но некоторые возрастные несоответствия между исполнителями и их героями, пожалуй, лишь обостряют тему. Погибают молодые, и не только в бою с захватчиками. Многих калечит и убивает политическая система, ломающая саму человеческую личность. Так, стреляет в себя казавшийся невозмутимым старший лейтенант особого отдела Скорик (Никита Гриншпун), для которого не прошли бесследно ни отречение от репрессированных родителей, ни вечный унизительный страх, ни организованный по приказу показательный расстрел мальчишек. Недолгой оказывается и жизнь старшины Шпарова (Алексей Филимонов) – строгого наставника и упрямого защитника своих подопечных, порой так похожих на озорных, провинившихся школьников. В спектакле о безвинно загубленной, расстрелянной юности, сыгранном молодыми о молодых, есть и историческая достоверность, и современный нерв, делающий постановку живой и актуальной.