ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ И КИРИЛЛ СЕРЕБРЕННИКОВ ОТКРЫВАЮТ ФЕСТИВАЛЬ TERRITORIЯ

annews.ru
03.10.2007

Проект по-прежнему декларирует свою образовательную функцию в отношении студентов из глубинки, прозябающих в стороне от столбовой дороги (зачинщики все не "люди не местные", но определяющие московскую художественную моду – Кирилл Серебренников, Евгений Миронов, Роман Должанский, Теодор Курентзис и Чулпан Хаматова, хорошо знакомые с чувством неутоленности культурного голода): "Молодежь должна понимать тот язык, на котором говорит мировое художественное сообщество". А также стремится расширить границы стереотипного восприятия у потребителя, ждущего от искусства соответствия своим несмелым ожиданиям, смело запуская традиционные и свежерожденные жанры на территории друг друга.

Если первая TERRITORIЯ избрала свои символом Метрополитен (в смысле – андерграунд), то вторая, вдохновленная идеей стройки, в качестве темы для разговора со зрителем выбрала "Тело в городе". Соответственно, церемония открытия Фестиваля, по замыслу авторов, могла бы состояться и в роддоме, и в травмопункте – местах, где любое тело хотя бы раз, да побывало, но победила Стройка, как символ социокультурной жизни тела в мегаполисе.

TERRITORIЯ-2006 спровоцировала самые противоречивые эмоции и критические размышления. На это и рассчитывали – заявила арт-дирекция фестиваля на пресс-конференции, проведенной накануне открытия на стройке, затянувшейся на 20 лет в Театре Наций (директором которого после первой TERRITORIи стал один из ее отцов-основателей Евгений Миронов). В театральном пространстве, где ярусы обозначены каркасами, живописно выступающими из полусферы амфитеатра, и набросками балконов, пока больше напоминающих строительные леса, арт-директора расположились в зоне наибольшего риска и надели желтые строительные каски, соблюдая технику безопасности на стройке и предвидя опасные вылазки со стороны аудитории (по другой версии – предохраняясь от обломков при разрушении стереотипов о самих себе).

Ряды единомышленников не поредели – к прошлогодней арт-дирекции присоединился режиссер по пластике Андрей Ураев. Возможно, поэтому на нынешней территории – господство хореографии (в прошлом году этот жанр был представлен лишь "Провинциальными танцами"). Хореографии полюсовой – "Весну священную", к примеру, сначала станцует человек-театр, танцовщик и хореограф из Финляндии Теро Сааринен, а затем – четырнадцать чернокожих танцоров Театральной компании Эдди Маалема из Франции. Хореографии, балансирующей на стыке жанров, – "Les Ballets C de la B" Алана Плателя покажет спектакль "VSPRS" в котором танцоры кричат, а музыканты вместе с певицей разбивают мелодию Монтеверди на звуки и паузы.

Театральную программу фестиваля Роман Должанский обозначил как зону напряжения и поле для дискуссий. Спектакль "Tragedia Endagonida", открывающий фестиваль, – четвертый из одиннадцати спектаклей проекта, прошедших в десяти европейских городах.

"Наш театр – не тот, который что-то рассказывает. Наш театр имеет дело со зрителем, не дает ответа, но создает проблемы. Трагедия – эстетическая форма, которая родилась в прошлом, но относится к будущему" – пояснил на пресс-конференции автор истории, режиссер, сценограф и художник спектакля Ромео Кастеллуччи (знаменитый итальянец не был в Москве, которую считает территорией театра, со времен Театральной Олимпиады-2001).

За музыку, звучащую на TERRITORIи, снова отвечает Теодор Курентзис, устроивший в прошлом году настоящее испытание для меломанов в зале Чайковского и очаровавший аудиторию на мастер-классе. На этот раз он будет дирижировать концерт современной музыки в театре "Школа драматического искусства", затем представит ретроспективу хоровой музыки от зарождения до конца двадцатого века и завершит TERRITORIЯ-2007 премьерой оратории "Мистерия о конце времени" Карла Орфа в постановке Кирилла Серебренникова (в первый и последний раз это сложное представление исполнялось 35 лет назад, на Зальцбургском фестивале).

"Музыка – не музейный экспонат, недоступный для посетителей, она творится не для тех, кто ее делает, а для тех, кто может ее услышать. Они – соавторы. Музыка – не ритуальное искусство, не искусство, чтобы показывать, а искусство, чтобы жить", – убежден Курентзис, который снова обещает изумить своим мастер-классом.

Удавшийся в прошлом году эксперимент с возрождением вечеров поэзии в Политехническом будет продолжен новым, актуальным на сегодня сюжетом Выборов. На этой TERRITORIи будут выбирать Короля поэтов (как в восемнадцатом году выбирали между Маяковским и Северянином).

Часть TERRITORIи отдана под "Искусство завтра". Режиссерские и актерские мастер-классы, от кажущихся приверженных традициям (Режиса Варнье) до радикального "Как убить плохого артиста" Андрия Жолдака и Мастер-класса Юриса Поскуса, автора фильма "Монотонность" (приз 29-го Московского кинофестиваля "За лучший фильм конкурса "Перспективы"), будут проходить на протяжении всего фестиваля.

Так же, как и показы компании "Другое кино", впервые попавшей на ТЕRRIТОRIю (кстати, при помощи Европейского Сообщества).

Безусловной "фишкой" фестиваля обещает стать финансируемый им постановочный проект. В прошлом году спектакль Дмитрия Крымова "Демон" получил Премию Станиславского. На этот раз вокальный цикл Леонида Десятникова "Любовь и жизнь поэта" на стихи Николая Олейникова и Даниила Хармса поставил главный балетмейстер Большого театра Алексей Ратманский. "Нарисовал" все это Максим Исаев из творческой группы АХЕ, исполнили Алексей Гориболь и Марат Гали, и получились "Вываливающиеся старухи".