ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ – АКТЕР СОВСЕМ ДРУГОЙ, НИ НА КОГО НЕ ПОХОЖИЙ

"Первая Крымская газета" №152
01-07.12.2006
Сергей Пальчиковский

После Андрея Миронова артисту с такой фамилией очень нелегко – надо, так сказать, соответствовать. Евгений Миронов, которому исполнилось нынче 40, соответствует. Он стал крупным артистом (не хочется говорить – "знаковым"), величиной. Он заслужил право выбирать роли и режиссеров. Его, кстати, долгие годы считали сыном Андрея Миронова. Иногда это сильно мешало, иногда – очень даже помогало.

Родившись в Саратове, Миронов еще в детстве неожиданно оказался связан с Крымом. Он сильно заболел и почти год лечился в евпаторийском санатории. Не зная, конечно, что через много лет будет сниматься в этом же Крыму в фильме о Бунине "Дневник его жены".

"Заболел" он и актерством – поэтому неудивительно, что, окончив Саратовское театральное училище, приехал поступать в школу-студию МХАТ и поступил сразу же на 2 курс к Олегу Табакову, который был для молодого абитуриента не просто мэтром, но еще и земляком. Олег Павлович, сам саратовский, помнил себя голодным тонкошеим провинциальным мальчишкой и ко всем саратовским дарованиям с незапамятных времен испытывал вполне понятную тягу.

Евгений Миронов достаточно быстро вошел в так называемую обойму, более того, стал одним из "ММММ" – четырех лучших актеров страны, объединенных начальной буквой фамилий: Машков-Миронов-Меньшиков-Маковецкий. Конечно, эта аббревиатура достаточно условна, но все-таки... В фильме Дениса Евстигнеева "Мама" многие из этих "М" оказались на съемочной площадке, да и мамой была актриса, фамилия которой начинается с той же буквы, – непредсказуемая Нона Викторовна Мордюкова.

С первых своих ролей Миронов работал весьма качественно и в кино, и в театре. Играл разное, но всегда хорошо. Штучность дарования сложно было скрыть, да Миронов ее, эту штучность, и не скрывал. И Бумбараш на сцене "Табакерки" был убедительным, и Александр Адуев из гончаровской "Обыкновенной истории" (кстати, когда-то в "Современнике" эту роль играл Олег Табаков – учитель Миронова). Молодому артисту удалось дважды поработать со знаменитым немецким режиссером Питером Штайном, сыграть главные роли в "Орестее" и "Гамлете". А Питер Штайн абы с кем, извините, не сотрудничает, у него тоже было право выбора, да еще какое.

В кино многообещающий мальчик Женя запомнился в фильме "Любовь" Тодоровского-младшего. А еще больше – в картине Тодоровского-старшего, Петра Ефимовича, "Анкор, еще анкор!", где сыграл молоденького армейца, не устоявшего против жаркой любви героини Ирины Розановой. Была "Лимита" Дениса Евстигнеева, "Мусульманин" Владимира Хотиненко, и, конечно же, нельзя забыть небольшую роль юного танкиста в "Утомленных солнцем", выразительно обалдевшего, когда перед ним вырос во весь свой громадный рост Никита Сергеевич Михалков собственной персоной. Постояв рядом с Михалковым, Миронов удостоился приза за лучшую эпизодическую роль на одном из российских фестивалей.

Прославить Евгения Миронова могла и роль Хлестакова в экранизации гоголевского "Ревизора". Режиссер Сергей Газаров собрал обойму первоклассных артистов, Городничим был опять же Никита Михалков, но фильм, снимавшийся в Чехии на деньги банкира Владимира Гусинского, обидно не получился, вернее, получился провальным. Впрочем, Евгений Миронов с ролью "инкогнито из Петербурга" справился вполне. И здесь он не опозорил фамилию, ведь Хлестаков был одной из лучших театральных ролей Андрея Миронова.

Мне кажется, 40-летний Миронов был бы не прочь, если бы его сравнили и с другим крупным актером – Иннокентием Смоктуновским. У них тоже немало общих ролей – Гамлет, страшный Иудушка Головлев во МХАТе, наконец, князь Мышкин в сериале "Идиот", снятом Владимиром Бортко.

Эта работа, роль сумасшедшего князя, окончательно возвела Евгения Миронова в ряд первостепенных актеров. Его Мышкина приняло и старшее поколение, помнившее в образе героя Достоевского Смоктуновского, Юрия Яковлева и Николая Гриценко. Не отвернулось от прекрасного душевнобольного и "племя молодое, незнакомое", задумавшееся после просмотра сериала: "а не прочитать ли нам "Идиота", чтобы не выглядеть полными идиотами?". Этот сериал еще раз явил нам убедительный дуэт двух коллег еще по "Табакерке" – взаимодополняющий дуэт Миронова и Владимира Машкова.

В последние годы Миронов не только сыграл в мхатовском спектакле Машкова "№13" помощника депутата Пигдена, сыграл по-настоящему смешно, ярко, мягко и одновременно острохарактерно, но и составил с Машковым колоритную пару в боевике "Охота на Пиранью", где Миронов выступил в роли просто-таки законченного монстра Прохора. Впрочем, можно вспомнить фильм "Змеиный источник", все того же Иудушку Головлева, чтобы еще и еще раз убедиться: артисту Миронову подвластно если не все, то очень многое, умеет он путешествовать по лабиринтам заблудшей души. Хотя не удивлюсь, если многим близок Миронов правильный и положительный, честный и справедливый, как в картине "В августе 44-го" или в ленте Егора Кончаловского "Побег", где Евгений долго-долго бежит, чтобы, добежав, докопаться до истины и снять с себя несправедливое обвинение.

Теперь Миронов, увенчанный многочисленными наградами и признанный одним из самых-самых актеров (не буду писать "самым" – боюсь, побьют поклонники Олега Меньшикова), лично выбирает, где ему сниматься, причем выбирает исключительно придирчиво. Он даже отказался играть в сериале все того же Бортко "Мастер и Маргарита" и, наверное, правильно сделал: пролетарский поэт Ваня Бездомный – это вам не Лев Николаевич Мышкин, не тот масштаб.

Зато в сериале "В круге первом" Миронов предстал в роли Глеба Нержина, который есть не кто иной, как автор эпопеи Александр Исаевич Солженицын. Он не просто сыграл эту роль, он встречался с Солженицыным, беседовал с мессией, с одной стороны, выказав старцу почтение, с другой – невольно заявляя о равновеликости фигур. Нет, совершенно не все равно, какие роли ты играешь. Собирался Миронов сниматься и в картине "Ветка сирени" в роли милейшего, талантливейшего композитора Петра Ильича Чайковского, но Ильича из сценария, кажется, выкинули ни за что ни про что.

Миронов, как и Чайковский, тонкая, трепетная, ранимая душа. Он всегда с особым вниманием рассказывает о родителях, сестре. Кажется, с трудом переносит настойчивые ухаживания многочисленных поклонниц (тем более, что некоторые из них попадают затем в психбольницы). Он производит впечатление очень открытого человека, хотя не думаю, что такой он и есть на самом деле.

Когда-то Миронова чуть не забрали в милицию: он пытался привести в чувство сильно пьяного человека, а доблестные менты приняли его за грабителя. Когда задержанный попытался объяснить, что он актер Миронов, блюстители порядка ответили убийственно спокойно и убежденно: "Мы знаем только одного Миронова, на которого ты совсем не похож".

Да, не похож, и в этом его актерское счастье. Сегодня, думаю, Евгения Миронова узнают без труда в любой ситуации. Сегодня его милиция его бережет.