СТРОГАЯ ПОРА ЕВГЕНИЯ МИРОНОВА

"Литературная газета"
29.11.2006
Авангард Леонтьев

Свой первый серьезный юбилей – сорокалетие – народный артист России, лауреат всех творческих премий страны Евгений Миронов встречает в предпремьерных хлопотах. Готовится к постановке бессмертная "Женитьба Фигаро". По просьбе "ЛГ" о самом ярком представителе своего поколения рассказывает его педагог, народный артист России Авангард Леонтьев.

Уже с первого года обучения Миронова на курсе Олега Табакова было ясно, что Женя очень одухотворен. Тогда он еще не был оснащен профессионально, но была видна его жажда стать профессионалом, как и вера в то, что это получится. Были очевидны его подкупающая сценическая искренность, оптимизм и упорство. Вот в упорстве он превосходит очень многих людей. Миронов – волевой человек. И это чувствовалось с самого начала. Как-то раз из-за боязни показаться неубедительным в этюде Женя даже убежал из Камергерского переулка, из школы-студии МХАТ, через дорогу на Центральный телеграф. И там ему пришлось отсиживаться, перебарывать свою робость и проводить какой-то аутотренинг для того, чтобы вернуть себя на занятия. Уже первые Женины работы убеждали в том, что у него есть очень ценное качество для актера мхатовского направления – умение вложить себя самого в работу. Себя лично и свой жизненный опыт. С другой стороны, Миронов перенял у Табакова влюбленность в перевоплощение, уход от себя к индивидуальной особенности образа. Когда надо сделать искомый образ непохожим на предыдущую роль.

Женя Миронов быстро стал менеджером, художественным директором самого себя. Он стал очень точно, по-хозяйски подходить к себе как к материалу. И это ему помогает при съемках в кино отказываться от одной работы ради другой. Той, которая сможет ему дать больше как актеру или позволит начать работать с режиссером, с которым он может научиться тому, чего еще не умеет. С годами стало выясняться, что, с кем бы ни приходилось Жене работать (будь это начинающий режиссер, как Тодоровский-младший в фильме "Любовь" или Николай Лебедев в фильме "Змеиный источник", будь то классик мирового театра Питер Штайн или замечательный отечественный режиссер Валерий Фокин), все понимали, что они получают в лице Миронова очень инициативного, вгрызающегося в дело трудоголика, который положит на алтарь новой роли всего себя. И не только себя, но и маму свою привлечет, которая будет с ним в качестве суфлера работать дома. Какова внутренняя кухня Евгения Миронова – никто не знает. И он как раз и отличается от других тем, что погружается в роль очень глубоко. Природа наградила его этим даром – даром погружения в образ. Поэтому все режиссеры, я думаю, счастливы работать с Мироновым. Они видят в нем очень искреннего союзника.

В каждую работу Женя вступает, не надеясь на случай, на то, что ему повезет, – он своим трудом завоевывает роль. Миронов редко доволен собой. Он самоед, а это качество очень полезно для актерской профессии. Ответственное отношение к работе и соответствующее воспитание помогли Евгению выработать в себе противоядие губительной стороне успеха. На сегодняшний день он так много уже сыграл, что страшно, что он начнет повторяться. А это может случиться, если Женя самоуспокоится, чего нельзя исключить, ведь в его положении, в его возрасте многие подвержены этому.

Миронов не любит тусовок, шумихи в прессе, потому что это мешает ему работать. В нем нет чванства, чувства превосходства над другими. Его легко обмануть, Женя доверчив и простодушен – недаром его часто обворовывают в поездах.

Миронов – сердечный и неравнодушный к окружающим человек. Знает цену дружбе. Когда трагически погибла всеми нами любимая Лена Майорова, неясно, покончила ли она жизнь самоубийством – она получила очень сильные ожоги – или это был несчастный случай, но церковь отказалась ее отпевать. И Женя добился, чтобы отпевание было разрешено. Он считал, что должен это сделать для памяти Лены. Для этого Евгению пришлось поехать в резиденцию патриарха в Переделкино, дождаться там приема. И пока Женя не добился своего, он не отступился.

Он умеет конкретно, дельно, практически помочь. Очень трепетно относится к родителям, родственникам, друзьям. В нем есть отзывчивость. А поскольку она есть не во всех, то на фоне черствости или равнодушия это ценное качество сразу видно, и оно очень украшает.