ФИГАРО ЗДЕСЬ

Журнал "Итоги" №52
25.12.2006
Марина Зайонц

Вот и свершилось. То, о чем судачила театральная общественность последние пару месяцев, подтвердилось. Артист Евгений Миронов назначен-таки директором Государственного театра Наций. А бывший директор театра Михаил Чигирь уволен со своего поста без объяснения причин за год до окончания срока контракта. Ходили слухи, что на здание бывшего театра Корша, где располагается сейчас Театр Наций, претендовал и МХТ им. А.П. Чехова. Хотел вернуть свой бывший филиал. Олег Табаков уверял, что если Художественному театру отдадут то, что шестьдесят лет ему законно принадлежало, он сможет наконец выйти на самоокупаемость. Но нет. Уж на что Табаков опытный в чиновничьих баталиях человек, а нате вам – проиграл набирающему силу ученику.

И ведь ничего не скажешь, имеет право Федеральное агентство по культуре и кинематографии распоряжаться зданием, которое ему принадлежит, а заодно и организацией, которая в этом здании уже столько лет располагается. И причину кадровых перестановок долго объяснять не нужно, она на поверхности – неэффективность управления. Вопрос в сущности только один – а где же вы раньше-то были? Отчего не волновались, что лучшее театральное здание Москвы лет уж пятнадцать как реставрируется и конца этой бесконечной стройки нет? Зал до сих пор для публики не открыт, не готов к эксплуатации, зато открыт ресторан. Отчего не обращали внимания на то, что театр, в этом здании располагающийся, мало что производит сам и лишь изредка какие-то гастроли проводит? Отчего не задумывались о том, что есть коллективы, составляющие – пусть и громко звучит – славу страны и задыхающиеся без нормального помещения? Речь, конечно же, в первую очередь о "Мастерской П. Фоменко" (сейчас им, слава богу, городские власти строят новое здание, за что им отдельное спасибо), но есть и другие нуждающиеся. И вот вдруг в одночасье заметили, обратили внимание: ай-ай, что же это делается во вверенном нам учреждении? Да еще тогда, когда Театр Наций как раз активизировался, стал все чаще фестивали устраивать и что-то такое свое производить, на "Маску" выдвигаться. Как вы думаете, что бы это значило?

Ну ладно, пусть только сейчас спохватились и решили улучшить ситуацию. В конце-концов, лучше поздно, чем никогда. Тот, кто деньги платит, имеет право заказывать ту музыку, которая ему в данный момент нравится. Но тут-то платят не свои, а наши с вами, налогоплательщиков, деньги. И тогда спрашивается, отчего бы не устроить открытый конкурс, не заслушать, прости Господи, художественные программы претендентов, и только потом решение принимать? Не слыхать ответа. Впрочем, ответ очевиден.

Евгений Миронов ситуацию комментировать отказывается. Говорят, он давно хотел иметь свой театр. Хотеть не вредно, вопрос: зачем? Нет слов, Миронов – хороший актер, лучше многих. И что? Режиссерских наклонностей до сих пор не демонстрировал, есть ли у него организаторские способности, не знаю. Его первая продюсерская работа – предстоящий нам "Фигаро" в постановке Кирилла Серебренникова, результат пока неизвестен. Фестиваль TERRITORIЯ, к которому Миронов наравне все с тем же Серебренниковым и другими людьми причастен, прошел нормально, но потрясений в умах не вызвал. С такими-то деньгами, да плохо провести?! Нет, как хотите, а Миронов недаром Владислава Суркова не уставал благодарить. Результат, как говорится, налицо.

И вроде не жалко, в конце-концов, Евгений Миронов – личность художественная, не лишь бы кто, к начальству приближенный. Вот только вся эта история лишний раз подтвердила то, что мы и так давно, увы, знаем. Нет никакой сколько-нибудь внятной культурной политики у наших властей. Они до сих пор решают все эти вопросы, как Бог (или тот, кто в данный момент его замещает) на душу положит. Потом, как всегда, спохватимся, да поздно будет.