"ТАБАКЕРКА" С ВОСКОВЫМИ ФИГУРАМИ

"Московский комсомолец"
04.04.2002
Марина Райкина

Самым веселым, отвязным и антистандартным событием минувшего уик-энда стал 15-летний юбилей "Табакерки". Теперь точно можно сказать, что в пору активного полового созревания подвальный театр вступил легкомысленно и нагло, поправ все устои и традиции.

— Ольга Леонардовна! Где Вы, старая кочерыжка?.. – вопрошает ученый очкарик, покрытый музейной пылью. Битая молью "кочерыжка" – великая мхатовка Книппер-Чехова – в шляпке с черной вуалькой выходит на сцену. А справа – табличка, все расставляющая по своим местам: "Музей восковых фигур". Так к юбилейной дате на сцене "Табакерки" открыли галерею местных знаменитостей. И это была убойная часть юбилея.

— А вот Владимир Машков, – кричит тот же пыльный человек (артист Виталий Гришин ), – родился и вырос в Голливуде!

Вынесли Машкова – в гриме и костюме Абрама Шварца из легендарного спектакля "Матросская тишина". Вслед за ним – Миронова из "Бумбараша" и Ольгу Блок-Миримскую с Виталием Егоровым из этого же шлягера. Их настоящие копии сидели в зале и умирали со смеху, глядя на своих двойников.

Капустник, устроенный совсем молодой порослью под руководством Сергея Безрукова, исключал какое бы то ни было чинопочитание, уважение к заслугам и сединам мэтров, не достигших, правда, и сорока лет. Машкову припомнили Голливуд, Миронову досталось за то, что его "МХАТа с краю", а Табакову вообще объявили, что "его дело – табак". На этих словах произошло всеобщее братание и началась торжественная часть. Она исключала какие бы то ни было речи, зачитывание телеграмм и венки от Мантулинской фабрики.

Единственное исключение сделали для нового директора МХАТа Марии Ревякиной, которая презентовала 10-литровую упаковку любимого Табаковым клюквенного морса под названием "Народный герой".

Сам народный герой был одет в легкомысленный желтый пиджак, рядом с которым особенно торжественно смотрелся строгий черный костюм его младшего сына Павлика. Судя по его поведению, яблоко от яблони недалеко падает: шестилетний Павлуша с первого ряда все время редактировал речь отца, которого называл Олегом.

Но для кого Олег, а для кого Олег Павлович перешел к самой приятной части. Она заключалась в вещественных доказательствах невещественных отношений: Табаков раздал конверты с крупной суммой денег тем, кто 15 лет проработал в "подвале", – артистам, гримерам, костюмерам. Костюмер Алла Дюкова не могла допустить вольностей в костюме своего патрона и застегнула ему жилет. Дипломы – тем, кто помогал и поддерживал театр. И в заключение – ключи от квартиры молодой актрисе Юлии Полынской. Похоже, что это 1 марта 2002 года она запомнит на всю жизнь. В 9 утра она официально развелась с мужем, в 11 уже была на репетиции капустника, вечером – играла и, наконец, стала обладателем однокомнатной квартиры. Актриса из Красноярска на характерных ролях от неожиданности расплакалась и убежала со сцены. После чего все перешли к самой аппетитной части юбилея – к застолью.

Пока народ налегал на блины с икрой, семгу, язык и прочие деликатесы с сопутствующими им напитками, мы попросили поделиться аборигенов подвала своими воспоминаниями.

Сергей Беляев, артист первого набора:

— Театр начинался со спектакля "Кресло". И это был единственный спектакль, после которого банкета не было. А до этого было так: нас нельзя было оформить артистами (мы же были студенты), и тогда нас, нескольких человек, записали в рабочие. Мы таскали кирпичи. И помню, как каждую субботу во двор въезжали "Жигули" Олега Павловича, он открывал багажник, и багажник был полон белого хлеба и баклажанной икры...

Марина Зудина (длинное черное платье с белым рисунком в стиле а-ля 30-е годы, очень эффектное), актриса второго набора. Естественно, тогда она еще не была женой Табакова.

— Скажи, при поступлении на курс Табакова в ГИТИС он сразу тебя выделил или забраковал?

— Это была фантастика, потому что никто из педагогов так не поступал, как он. Я и еще несколько ребят – мы не проходили туры и просто попросили его разрешить нам почитать. Я была в джинсах, свитере, а девочкам не разрешают в таком виде показываться комиссии. И, несмотря на это, он меня прослушал, отправил на собеседование и сказал, что я фактически зачислена. И так было не только у меня. Вот Сашку Мохова он отправил сразу на третий курс. Женю Миронова, Сашу Марина ... Он работал вне правил. И если могла человеческая судьба резко поменяться, то только при Табакове.

Что и произошло с Ольгой Блок-Миримской, которая до встречи с Табаковым числилась в актрисах Симферопольского театра. Кто-то ее порекомендовал мэтру. Она пришла в берете десантника, Табаков поговорил с ней полчаса, и этого оказалось достаточно, чтобы стать ведущей актрисой. Правда, не стоит испытывать иллюзию насчет нежностей Табакова к своим артистам.

— Когда он приходит в театр, все по стенкам стоят, не дышат. Дисциплину страшную наводит, – рассказали артисты. Впрочем, глядя на Олега Павловича, который в это время легкомысленно залез на стул и прокричал очередной тост в честь цеховиков, поверить в это трудно. Но он артистов своих действительно любит.

Все смешались в "Табакерке" – старожилы и новички. Подъехал министр культуры Михаил Швыдкой, руководитель городской культуры Сергей Худяков, Виктор Шендерович, после спектакля в антрепризе появился автор блестящего капустника Сергей Безруков. Одни приходили, другие уходили. "До свидания, князь!" – прокричал режиссер Каменькович артисту Миронову, который с банкета поспешил прямо на поезд, отправлявшийся в Санкт-Петербург, где он сейчас снимается в роли князя Мышкина. Его киношный партнер – Рогожин – Владимир Машков остался на месте. Следует заметить, что чем дальше, тем больше он внешне становится похожим на Роберта Де Ниро, хотя его брутальный настрой и демонические взгляды говорили о том, что он весь в новой роли.

— В душе я уже всех перерезал, – пошутил он, – а в "Табакерке" всех ужасно люблю.

И только один человек был в стороне от всеобщего веселья: Табаков-младший на пустой сцене возился с бутафорским пулеметом.

Мы попросили его отрецензировать юбилейный капустник. Поскольку устами младенца глаголет истина, то стоит к ней прислушаться.

— Больше всего мне понравилось, когда стреляли.

— А что не понравилось?

— Не понравилось, когда человека голого выносили. На кровати.

Ну, после такого заявления за нравственность "Табакерки" можно быть спокойным.

— Паша, ты, наверное, артистом хочешь быть?

— Нет, я в Суворовское училище поступлю. Я буду адмиралом. Во флоте. Уже решил.

— А за что ты любишь своего папу?

— За то, что он артист и много денег зарабатывает.