ДВАДЦАТЬ МИНУТ С АНГЕЛОМ

Журнал "Тв-парк" №20
2001
Юлия Стижекурова

Евгений Миронов: "Для меня главное... работа. Я хочу, чтобы по ней судили обо мне, а не по тому, как я занимаюсь любовью, какого цвета у меня трусы и какая марка автомобиля".

Фильм "В августе 44-го", снятый по известному роману семидесятых годов Владимира Богомолова, безусловно, может быть назван главным кинопроектом года. Кстати, картина Михаила Пташука выходит на экраны только в начале мая, а критики уже вовсю обсуждают ее в прессе. Но если мнения о фильме разнятся, то об актере, сыгравшем главную роль, все говорят в один голос: блестящая и, пожалуй, лучшая на сегодняшний день работа Евгения Миронова в кино. Вообще эта весна для Миронова богата событиями. Он с успехом играет во МХАТе в спектакле друга и коллеги Владимира Машкова "№13", в рамках Театральной олимпиады уже прошли два спектакля с его участием: "Борис Годунов" англичанина Доннеллана и "Гамлет" немца Штайна, а в начале мая в составе труппы "Табакерки" он отправится на гастроли в Финляндию.

Корни

...Родился Миронов в закрытом военном городке Татищево-5 Саратовской области. Те, кто знал его тогда, вспоминают, что он был замкнутым и странным – такая "вещь в себе". Просто у него была мечта, и он не по-детски настойчиво шел к цели. Не обращая внимания на насмешки, посещал, например, хореографический кружок, где занимались одни девчонки. В музыкальной школе учился, играл на фортепьяно и аккордеоне – будто знал, что и это пригодится. Как вспоминает мама Жени, Тамара Петровна, принципиально не дрался, когда его обижали: "Он такой человечек, не от мира сего". Участие в самодеятельности определило его выбор. В четырнадцать лет он поступил в Саратовское театральное училище, успел снискать славу в родном городе и даже повлиять на младшую сестру. Оксана стала балериной. Сейчас вместе они заканчивают сниматься у Владимира Хотиненко в "Третьем Риме". Женя играет кинорежиссера, а Оксана – его сестру... мечтающую сниматься. Чистые пруды, Москва стали для этой семьи вторым домом, но на семейных праздниках они по-прежнему поют "Огней так много золотых на улицах Саратова...". И Саратов Женя часто видит во сне.

Прыжок на три метра

После училища Женю пригласили в саратовский ТЮЗ. Но мечтой была Москва и учеба у прославленного земляка Олега Табакова. Приехав в столицу, Женя разыграл Олега Павловича и, представьте, был взят на испытательный срок в Школу-студию МХАТ посреди года. Зачисление выглядело фантастическим. Играя этюд про любовь, Женя подпрыгнул аж до потолка, чем окончательно расположил к себе Табакова.

Учеба была не безоблачной – Табаков, говорят, отчисляет студентов пачками. Зато те, кто доучивается, ощущают себя одной семьей. Не случайно друзья-однокурсники, Миронов и Машков, до слез пронзительно играли эту студенческую дружбу в фильме Дениса Евстигнеева "Лимита". И в жизни сумели ее сохранить, вопреки мнению журналистов, которые постоянно их ссорят и навязывают соперничество. После Школы-студии Миронова пригласили в несколько театров. Он предпочел "Табакерку".

Учитель и ученик

"Табакерку" Женя называет домом, а Табакова – отцом родным. Между ними так много общего, что кажется, будто их встреча была уготована судьбой.

Олег Павлович Табаков: "Он прежде всего любимый мною человек. Мой земляк, саратовец, сильно напоминающий меня в юности: белобрысый, немного тщедушный и очень любящий играть на сцене. Этим он мил моему сердцу необыкновенно. Он так любит играть, что у меня иногда возникает тревога. Перед его крошечной ролью в "Ревизоре" (квартальный Пуговицин) меркнут все "престижные проекты", в "Прищучил" он иногда играл просто потрясающе... Он не столько Гамлет, сколько мальчишка из подворотни. Я то думаю, что не престижностью он бывает счастлив. Он счастлив, когда играет в театре. Очень любит кланяться: ему просто необходимо, чтобы актеры выходили на поклоны стремительно.

Женя – чрезвычайно благодарный человек... Женька любит вдруг вырваться из зала, как черт из табакерки, и пронестись ко мне с каким-то сумасшедшим букетом цветов. И я вижу, какое удовольствие это ему доставляет".

Миронов в самом деле похож на молодого Табакова. И не только внешне. Когда все уже полюбили Миронова в амплуа мальчика-счастливчика, он, подобно учителю, отказался этот образ тиражировать и принялся себя беспощадно ломать и испытывать. С новыми ролями Женя менялся и сам. Раньше, например, выбалтывал журналистам все, что в голову приходило (слава, говорит, поначалу сильно "ударила по мозгам", отчего ему до сих пор неловко за первые свои интервью). Теперь осторожничает и интервью дает с оглядкой – "чтобы не наговорить глупостей".

Гамлет в нашумевшем спектакле Петера Штайна, по признанию Миронова, многое открыл ему в нем самом, а роль стала наркотиком. После первой "дозы" спектаклей ему даже пришлось восстанавливать здоровье. Но, выйдя их депрессии, он снова захотел играть.

Елена Захарова, актриса театра Луны: "Если бы не Женя, спектакль бы давно рассыпался. У него есть способность – "держать" всех. И нечеловеческая энергия и энергетика. Он себя не бережет и при этом на все находит силы. Однажды он репетировал со мной сцену сумасшествия Офелии: когда показал, я поняла, что если сыграю так же – умру сразу. И при этом он, как никто, умеет веселиться. Вот на гастролях... Казалось бы, такая тяжелая роль, а он после "Гамлета" идет со всеми в бассейн и до пяти утра ныряет, поет, куражится. И так всегда. Кажется, что он не устает".

Благодаря первой работе со Штайном – "Орестее" Эсхила – Женя объездил мир и приобрел европейское имя. Режиссер охарактеризовал работу Миронова коротко: "Дальше – только космос". Но отечественная критика сочла постановку провалом. Для него, тогда заласканного зрительской любовью и наградами, это стало потрясением. Тут бы и сыграть ему еще одного обаятельного паренька, залечив рану гарантированным успехом, а он опять пустился в опасное плавание. Вместе с режиссером Валерием Фокиным в поисках образа Ивана Карамазова даже посещал психиатрическую больницу. В итоге не только перевернул привычное видение героя Достоевского, но и сыграл безумного художника-гения в следующем спектакле Фокина "Еще Ван Гог...". Студентом Миронов и сам испытал это пограничное состояние между гениальностью и патологией, когда незаметно стирается грань между жизнью и творчеством. В дипломном спектакле "Полет над гнездом кукушки" истерика его героя произвела фурор среди зрителей, но для него самого закончилась обмороком. С тех пор подобное творчество Миронов считает невладением профессией: "Я не сумасшедший!" – восклицает он.

Кино

"Любовь" Валерия Тодоровского сделала студента Миронова Мироновым. Кстати, на экране Женя сыграл точно такую историю, которая незадолго до этого произошла с ним самим. Учась в Саратовском училище, он без памяти влюбился в девушку, которая должна была уехать в Израиль. Как и в сценарии, ее звали Маша.

Несмотря на то, что уже перешагнул возраст Христа, иначе как Женей его не зовут. Конечно, не потому, что не уважают, – еще как уважают, но принимают за своего, милого свойского парня, не обремененного мыслями о вечных вопросах бытия. Эту репутацию создали Жене его первые роли в кино, отчасти добродушная, без тени высокомерия, манера общаться с прессой. Но режиссеры, работавшие с ним, знают его другого.

Валерий Тодоровский, кинорежиссер: "Женя – человек мятущийся, в самом хорошем смысле в себе не уверенный. Перед съемкой не спит ночь, пытается что-то придумать, его все не устраивает. Чисто поверхностно такие люди – тяжелые, они терзают и себя, и окружающих беспрерывными сомнениями".

Жадность играть не переросла у Миронова в актерскую неразборчивость. После фильма "Анкор, еще анкор!" его приглашали наперебой играть героев-суперменов, а он выбрал "Мусульманина". И снова выиграл, хотя все вокруг предрекали полный провал.

Владимир Хотиненко, кинорежиссер: "Женя ходил в мечеть и молился. Он узнал все это изнутри. Не верили, что он сам исполняет азан, призыв к молитве. Но он не просто долдонил молитву, а понял ее суть. Так мало кто работает. А Женя, пока не загонит под кожу... Он и на чистой технике мог бы, но никогда этого себе не позволял. По крайней мере, на моих глазах. Помню, его очень вымотала сцена в "Мусульманине", когда вешался брат его героя. От него просто искры сыпались, его страшно было тронуть. Вообще он человек с характером, достаточно жесткий. Хорошо представляю его бурную реакцию на чью-нибудь бездарность, несправедливость. Он может вспылить... Но Женя всегда потом подойдет и извинится, даже если вспылил справедливо".

Вещь в себе

Миронов часто говорит, что жизнь его научила "прятаться в ракушечку". А между тем искренность натуры в нем все время прорывается. Он не боится признаться журналистам, что с детства мечтал о славе и поклонницах и заранее придумывал себе эффектную подпись ("Я всегда люблю что-нибудь осваивать"); что в отличие от зрителей, никогда бы не пошел в театр в тридцатиградусный мороз; что плакать не разучился и для мужчины это не стыдно ("Не думайте только, что плачу каждый день"); что очень любит путешествовать; что очень любит смотреть теннисные матчи по телевизору ("Теннис мне очень напоминает актерское состояние. Мобилизация в труднейшие моменты – вдруг чудо"). Говорит, что не смог бы писать так, как безмерно уважаемый им Олег Борисов, но дневники его с удовольствием читает в телевизионном фильме его сына Юрия. Начал курить только из-за работы и бросил из-за нее же. И никогда не влюбляется в тех, с кем играет: "Иначе не работа, а дурь какая-то получается". Не нужно быть провидцем, чтобы понять: он говорит это не из кокетства или ложной скромности, а потому, что не умеет лгать. Совсем не умеет.

Евдокия Германова, актриса "Табакерки": "Он прекрасный и чуткий партнер и человек. В нашем кругу достаточно редко встретишь такую поддержку на человеческом уровне. Никогда ни про кого худого слова не скажет. Он замечает людей, понимаете? И очень деликатно с ними сосуществует. Не на себе зациклен, а видит других. Это много. Это дает ему возможность откликаться на чужое настроение, замечать, что кто-то выглядит хорошо, а кто-то не очень. Он всегда делает комплименты. Это так прекрасно".

Роль вампиловского человека-ангела, которую Миронов играет в "Провинциальных анекдотах", кажется для него символичной. В театральном мире редко встретишь человека, о котором все – даже весьма трезвомыслящие люди – говорили бы только хорошо. Критики на это даже с иронией замечают, что у Миронова комплекс "хорошего человека". Впрочем, может, они и правы.

Владимир Хотиненко: "Как-то Женя летел к нам на съемки из Греции. Что-то случилось с самолетом, он чуть не загорелся. Так Женя, как Култхард в "Формуле-1", переехал их одного аэропорта в другой, перепрыгнул с рейса на рейс, прилетел к нам и встал перед камерой практически после авиакатастрофы".

Евдокия Германова: "Женька очень стремительный. Но не кузнечик. Его стремительность абсолютно черепашья. Он скрупулезно, медленно, тщательно работает. Это медленность тщательности. Он точен, подробен, в итоге самоотдача окупается. Победа за победой на протяжении такого долгого времени – это редко кому удается. Он даже личную жизнь отставил в сторону! И не нам судить, хорошо это или плохо. Стал очень выборочно относиться к людям. Уже нет времени на случайные отношения. Тут либо сразу впрягается в одну упряжку, либо никогда. Я не скажу, что он мягкий. Всегда требователен и к себе, и к партнерам. Но не помню у него и эмоциональных срывов (он этого никогда не позволяет). Он может сделать замечание, но так, что это заставит вас встрепенуться. В этом смысле он напоминает Табакова. Табаков редко кричит, но уж когда повышает голос, это та-а-а-кой громовержец! Мне очень нравится еще одно Женино качество. Мы были в Германии, он подходит ко мне и говорит: "Дусь, мне тут показали один хороший магазин, я поехал, купил себе брюки и свитер". Называет при этом умопомрачительную цену, которую заплатил, и так наивно, абсолютно не бравируя, спрашивает: "Они мне, вообще, как? Идут? Нет?" В этом была.. такая неинформированность талантливого человека и такая трогательность. Мы потом долго смеялись. Когда у него украли две тысячи долларов, он достаточно легко к этому отнесся. Но не потому, что у него много денег, а потому, что он так к ним относится".

Владимир Хотиненко: " На "Мусульманине" нам срочно нужно было снять сцену, где Женя доит корову. Сцена дневная, но днем мы ее снять не успели, а Жене – срочно улетать, и надо снимать ночью... Вся съемочная группа ушла ловить овец, которые разбежались из овина, остались мы с Женей вдвоем. И вот двенадцать ночи, а корову нужно брать у соседей, двух братьев, нрава весьма сурового. Обычно ассистент отдувается, а тут я понимаю, что придется самим. А Женя только что из Европы, обласканный публикой, критикой, орденоносный: ему какой-то приз там давали, еще духи не выветрились. Помню, переглянулись с ним и пошли... Ночь, темень кромешная, мы, две сиротинушки, тихонько зовем хозяина: "Фе-дя!" Вроде и разбудить надо, но чтоб раздражения не вызвать. Жаль, никто не запечатлел эту картину, как мы стоим и блеем под окнами. Наконец, загорается окно: "Чего надо? Какая корова? Ночь на дворе!" – и через слово нецензурщина! Потом Федя корову все-таки привел. Мы с Женей почувствовали себя такими счастливыми после того, как нас обложили матом, и пошли на декорацию. Понимаете, это было абсолютно не его дело. Но он повел себя в этих обстоятельствах по-товарищески. А сколько раз он выручал людей деньгами! А как они Лене Майоровой памятник ставили! Он делает такие вещи, которые я сам и все бы пропустили и не сделали".