ОБНАЖЕНА МОЯ ДУША ПРЕД ВАМИ...

"Российская газета"
14.04.2000
Юрий Крохин

Каждое новое произведение подлинного художника становится событием. А уж когда речь идет о работе патриарха российского кино и телевидения, каким смело можно назвать народного артиста СССР Марлена Хуциева, ее ждут с особым интересом. ... Фильм о Пушкине был задуман давно, но по не зависящим от автора причинам снят не был. Теперь он реализуется в виде многосерийного радиофильма "Пушкин" на "Радио России". Мы услышим Державина, Жуковского, Вяземского, а Пушкин заговорит голосом Евгения Миронова.

— Я собирался делать кинокартину о жизни поэта, хотел попытаться осмыслить такое явление, как Пушкин, – говорит Марлен Мартынович Хуциев. – От Пушкина молодого, счастливого до трагического финала жизни поэта. Было намерение рассказать, как гениально одаренный человек вызревает в гения. Кроме творческого дара, должны присутствовать и такие качества, как воля, характер, устремленность. По мере того как одаренность вырастает в гениальность, трагедия становится неизбежна, потому что гений – это иное отношение к миру, иное познание и опыт, чем у окружающих его людей.

— Вас не смущало, что даже далекие от пушкинистики люди много знают о нем? Есть блестящий труд В. Вересаева "Пушкин в жизни", известны книга П. Щеголева "Дуэль и смерть Пушкина" и многие другие работы...

— У Вересаева книга складывается из фрагментов воспоминаний, там нет действия, интриги. Это принцип мозаики. Книга, естественно, помогла мне, но я не ограничился ею – перерыл огромное количество материалов, документов. Если проследить всю жизнь Пушкина, то неизбежно возникнет более глубокое понимание, даже независимо от того, насколько мне удастся справиться с материалом. Зацепившись за какой-то факт, я разворачивал его в сцену. Скажем, осенью Пушкин возвращается из Петровского, где он навещал своего двоюродного деда Ганнибала. Поздняя осень, которая вдруг перерастает в приход зимы. Пушкин один в снежном просторе, белом, как нетронутый лист бумаги. Это – образный мостик к началу большой работы, я имею в виду "Бориса Годунова". Звучат слова: "Ты, отче-патриарх, вы все, бояре, обнажена моя душа пред вами..."

— А письма Пушкина использовали?

— Разумеется, и письма, – все, что могло послужить толчком. Конечно, обидно, что кинематографический проект не реализовался. Отчего это случилось? В запуске были другие картины, дорогие, с зарубежными объектами. Начальство ездило, а Пушкин, как известно, дальше Кишинева, Кавказа да оренбургских степей не путешествовал.

— Наверное, самым трудным было показать процесс творчества?

— Я задумал эпизод, где Пушкин работает: как возникает строка, как слова ищут свое место, как постепенно рождается стихотворение. Есть еще кусок, где Пушкин общается с Онегиным, когда он обременен семейными заботами, долгами. Поэт в сумерках просит свечей. Вдруг замечает в своем кабинете молодого человека. Тот присел на краешек стола, завязывается беседа – и мы понимаем, что это Онегин. Он увлекает Пушкина в его молодость, они вместе, окруженные другими персонажами, навещают Михайловское.

— Рассказанное Вами видишь воочию, а как это сделать средствами радио?

— Ну, есть много различных возможностей, наконец, авторский текст. Его читает Георгий Тараторкин.

— Скупость изобразительных средств, свойственная радио, Вас стесняет?

— Это очень интересно, хотя для меня это ново и, не скрою, часто сложно.

— Как Вы подбирали актеров?

— С помощью моих ближайших сотрудников, за что я им безмерно благодарен. У Миронова есть пушкинская легкость, ритм. Он очень талантлив, в нем присутствуют внутренняя подвижность, органичность. Есть куски, которые он сделал просто поразительно. Когда мы записывали финал, смерть поэта, то я слушал и обливался слезами, да и не один я. Вяземского играет Олег Вавилов, Жуковского – Виталий Стремовский, Натали – Екатерина Гусева.

— Это Ваша первая работа на радио?

— Практически первая. И оказалось трудно: сидеть за пультом я не выдерживаю, встаю, бегу в студию, обратно. Очень устаешь. Записывали в среднем по три-четыре дубля.

— Какая музыка будет звучать? Произведения русских композиторов?

— Обязательно музыка пушкинских времен. Но сквозные лейтмотивные темы, увы, только из подбора. Средств на музыку, написанную специально для "Пушкина", не нашлось.

...В своем радиоромане Марлен Хуциев обстоятельно и масштабно воссоздает пушкинскую эпоху, начиная со сцен возвращения российской гвардии после победы над Наполеоном и кончая восстанием на Сенатской. Ведь среди участников войны 1812 года был друг Пушкина Петр Чаадаев, а на Сенатскую вышли Пущин, Кюхельбекер. И это не просто исторический фон, а среда, в которой протекала жизнь поэта.

"Я стараюсь рассматривать человека подробно, пристально, чтобы он был "растворен" в среде, погружен в жизненную атмосферу", – говорил когда-то Марлен Хуциев. К этим словам, выражающим художническое кредо режиссера, и сегодня ничего не добавишь. Они точно выражают суть новой большой работы мастера.