УПРЯМЫЙ ЧЕЛОВЕК – АРТИСТ ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ

"Парламентская газета"
22.12.2000
Эльга Лындина

Только успеешь увлечься новым его героем, убедив себя: вот оно, истинное мироновское амплуа, как вдруг он совершает поразительный поворот на сто восемьдесят градусов, являя другое и столь же убедительное лицо.

Что это? Неутомимый поиск артиста, ставшего сегодня одним из лидеров в своем поколении? Дерзкое стремление доказать себе и другим, сколь многое подвластно его таланту? Или же неумолимая, жесткая требовательность к себе, постоянно повелевающая Миронову брать новые барьеры?.. В начале 90-х, в дни безвременья, нарастающего скепсиса и горького равнодушия, Миронов сумел взорвать холод и цинизм в атмосфере, сыграв московского парнишку Сашу в фильме Валерия Тодоровского "Любовь". В то время острая злободневность картины не позволила по-настоящему разглядеть и оценить более существенный пласт, открытый актером: пробуждение мысли и воли к действию в юноше, до той поры плывшем по течению.

Саша не alter ego актера, хотя многое он позаимствовал из собственных убеждений и душевных качеств, присущих ему: совестливость, чистоту убеждений, редкостную открытость людям. С этим он приехал в Москву из города Саратова. Давно знал: учиться он должен у своего земляка – мэтра Олега Павловича Табакова. Миронов сполна пережил в Москве все тяготы жизни юного провинциала, но знал: только так обретет он свое место, уготованное талантом.

Еще через несколько лет Миронов сыграет у Тодоровского-старшего в картине "Анкор, еще анкор!", снова помогая зрителям очистить от накипи свои сердца, показав, что выжить в этом мире можно только любовью. Любовью к женщине, к близким, к своей земле, давшей тебе жизнь. Так Миронов пришел к "Мусульманину", к роли афганца Коли Иванова. Сам Евгений не раз говорил, что, не будь его роли в "Мусульманине", он не сыграл бы Ореста в "Орестее" Эсхила, поставленной в России знаменитым Петером Штайном, и, возможно, Ивана Карамазова на сцене "Современника". У Штайна он был и Гамлетом... И снова искания неутомимого, жадного до работы Миронова, играющего в фильме "Дневник его жены" нелепейшего, несчастнейшего человека, безнадежно пытающегося выплыть из сумасшедшего потока общественных катастроф и теряющего разум: не с его силами выплыть!

Евгения Миронова нельзя не любить. Не только как блистательного актера, но, быть может, в первую очередь как человека, который с достоинством проходит через медные трубы славы. Высоко взлетев, он осознает свою высоту, но лишь ради того, чтобы еще выше поставить для себя планку в любимой профессии.