ВЗРОСЛЕНИЕ ЖЕНИ МИРОНОВА

Журнал "Огонек" №33
13.08.1996
Григорий Заславский

В этом сезоне он окончательно признан театральной звездой

Тридцать ему будет только в следующем году. Десять лет он в Москве. Учился в Школе-студии МХАТ у Табакова, теперь работает у Табакова в театре. Заметили его сразу – даже не талант, а большие возможности. Известный критик, профессор и историк театра, преподававшая ему в школе-студии, тогда уже говорила: "С задатками гениальности".

В одном из интервью, которые после того, как он сыграл у Валерия Фокина в спектакле "Карамазовы И АД" среднего брата, посыпались градом, Миронов рассказал о своем самом сильном впечатлении: он сходит с поезда и видит на вокзале большие буквы – "Москва". В другом интервью поправился: "Шок от переезда из Саратова в Москву был сильнее, чем последующие впечатления от Запада, потому что мне лет было меньше. Я мало повидал еще. Москва сразу ударила по башке".

Важно ли для того, кто возьмется исследовать и объяснить стремительный взлет Евгения Миронова, его провинциальное прошлое? Обратил ли внимание Табаков, когда набирал себе курс, что этот паренек из его родного Саратова? Кстати сказать, на многие годы за Мироновым могли бы остаться такие похожие роли – открытых и простых пареньков. А он взял и круто так все перевернул, сыграв сначала у Хотиненко главную роль в картине "Мусульманин", а следом – нынешней зимой – Ивана Карамазова.

А до фильма, до работы с Фокиным был Штайн, отобравший именно его на роль Ореста. Тогда еще многие недоумевали, не верили, а когда увидали, сказали – не получилось, и он мучился. А потом понял, что над такой ролью, как Орест, можно работать бесконечно. Те, кто не поленился и посмотрел "Орестею" по второму разу во время гастролей спектакля на нынешнем Московском международном театральном фестивале, оценили его игру, заметили перемены. Орест стал взрослее. Взросление – пожалуй, именно об этом и стоит сегодня говорить применительно к Миронову.

Фокин предложил ему сыграть Ивана Карамазова, хотя все думали, что Миронов начнет репетировать Алешу. Он же, как позже признался, "с радостью согласился, Иван для меня – это что-то такое непознанное. Для Фокина это был, конечно, риск, и я благодарен ему, что он рискнул. За четыре месяца репетиций я очень многое пережил... Очень многое".

Фокин открыл нового Миронова, каким мы еще не видели его ни у Штайна, ни у Хотиненко. Ивана Карамазова Миронов играет с техническим совершенством и с пугающим вдохновением, пугающим, поскольку в этом вдохновении проглядывают страшные пропасти болезненного сознания, поврежденного рассудка.

Миронову, конечно, повезло. И с Табаковым, и с Саратовом, откуда они оба, и с критикой, которая, как бы он ни сетовал на нее, с самого начала была к нему благосклонна, писала о том, что получалось, а очевидные неудачи (вроде роли в режиссерском дебюте Владимира Машкова, спектакле "Звездный час по местному времени") не замечала, будто их не было в биографии того, кому с самого начала прочили славу звезды, надежды русского театра, "Михаила Чехова сегодня" (с которым сегодня у него уже не только внешнее сходство, но и некоторые совпадения ролей, – после Хлестакова, сыгранного в картине Сергея Газарова).

Ему повезло еще и потому, что "Любовь", фильм, после которого к Миронову пришла слава, стал едва ли не последним, прошедшим широким экраном.

Ему везет – пока он не пропускает свои роли, подходящие ему по возрасту. "Как говорил Сергей Газаров, – рассказывает Миронов, – еще год, и я бы не сыграл Хлестакова в кино. В театре бы сыграл – Михаил Чехов сыграл Хлестакова в 28 лет. Но для кино это важно. Еще год, и пропала бы, может быть, молодость, инфантильность, какая-то непосредственность..."

За "Ревизора" можно не волноваться – покажут по телевизору.

Дело, конечно, в везении.

Дело, конечно, в таланте. Сегодня все очевиднее, что второе обстоятельство играет чуть большую роль в его судьбе.