ВЫ ВИДЕЛИ, КАК РОЖДАЮТСЯ ЗВЕЗДЫ?

Газета "Экран и сцена"
12.12.1991
Вадим Михалев

Представляете, что это такое: служить в русском драматическом театре под фамилией Миронов? Да еще на московской сцене у Табакова? Можно рассчитывать на известность только в том случае, если какой-то критик пустится в досужие рассуждения, дескать, подмостки помнят, а вот этот...

Даже я, осознавая всю банальность хода, всю поверхностность однофамильных сравнений, чуть было не удержался от разговора о Миронове – не сыне, не брате, не свате – несмотря на то, что тянуло, несмотря на отдаленное сходство, несмотря на... и так далее.

Нет, нет, никаких сравнений! Просто работает в театре на улице Чаплыгина молодой артист Евгений Миронов, о котором если не написать сейчас, то можно пропустить начало восхождения звезды. Как громко звучит в наше голодное, не то что в звездное, бесфонарное время. Темно! А звезды все равно рождаются, местная темень не имеет отношения к законам вселенной.

Я написал "звезда" и вспомнил, как поживший в искусстве актер в ответ на этот ярлык, прикрепленный к нему одним из находившихся в зале, чуть-чуть растерянно, в состоянии некоторого неудобства пять минут бормотал: "Господи, да какие у нас звезды, мы все одинаковые – работяги". Тому актеру пятьдесят, Жене – двадцать пять, вполовину меньше, и так хочется, чтобы обязательно – звезда, чтобы знали и любили не только у нас, но и в Голливуде, чтобы приглашали на съемки по всему миру, чтобы он и его сверстники (все талантливые) несли на себе бремя славы российского актера.

Это хочется именно сейчас, "в безгеройное время". Если в театр и кино не пойдут на звезд, театра и кино не будет. Аванс, конечно, аванс, но почему-то именно этому среднего роста, стройному, светловолосому юноше с огромным сценическим обаянием и артистической волей, фанатично влюбленному в свой каждодневный, изнурительный, потный труд, хочется высказать признание. В искусстве нет молодых и старых, есть созидающие искусство и его не созидающие.

Вас чествуют. Чуть-чуть страшит обряд,
Где вас, как вещь, со всех сторон покажут.


Евгений Витальевич Миронов родился в 1966 году в Саратове, городе прославленной драматической сцены, всегда пополнявшей именами список крупных русских актеров, а одно из этих имен имеет к Жене прямое отношение. Когда он после окончания Саратовского театрального училища приехал в Москву, его сразу же зачислил на второй курс Олег Табаков, с которым судьба Жени с тех пор связана неразрывно.

Учитель в Школе-студии МХАТа, взявший в числе четырех студентов-выпускников Женю в свой театр, Табаков – больше, чем педагог и режиссер. Ценимая и все еще недооцененная фигура отечественного искусства. Блестящий актер, который уже своей манерой игры, современной техникой, умением создать образ и поддерживать имидж, может служить примером для молодых актеров. Оригинальный режиссер, с количеством постановок, в стране и за рубежами, которым в состоянии похвастаться не всякая знаменитость. Феноменальный организатор, о связях и возможностях которого в Москве ходят легенды, любимый ректор Школы-студии МХАТа и обаятельнейший, добрейший человек, обладающий еще одним талантом, о котором мало кто знает. Это огромный талант отцовства, опекунства. Талант, при котором он, делая больше других, умело создавал ореол славы вокруг друзей в "Современнике" и во МХАТе, сам уходя немного в тень, в чем-то жертвуя собой, от себя отказываясь. Дело дороже личных амбиций, жизнь другого человека важнее событий собственной. Вот уж кто "умирает" в своих учениках, любит их до самозабвения, помогает им, бережет и строго воспитывает. Рядом с таким учителем, который не продает учеников, не можешь потеряться, не испытываешь унижения, рабства или подачки. Он возносит тебя, научая трудиться, то-есть не попусту, а по заслугам. Здесь так много о Табакове, как и должно быть об учителях, если хотим понять учеников. Женя, не задумываясь, после мамы назвал Олега Павловича, чем даже растрогал меня, поскольку сказал это с таким естеством и бесхитростностью, с каким и следует относиться к его признанию.

Мама, конечно, замечательная, не имея никакого профессионального отношения к искусству, воспитала дочь-балерину, танцующую в труппе Василева и Касаткиной, и сына-актера. Ее с Олегом Павловичем роднит умение поверить в стихию натуры, в самоощущение призвания, и помочь этому раскрыться. Раскрытие тайного, что есть в человеке, и относится к формированию актера, у которого для осуществления профессии нет ничего, кроме самого себя. Из хаоса тела, голоса, эмоций требуется создать налаженный инструмент для передачи театральных переживаний. Это в состоянии сделать только очень талантливый "настройщик", и обращаться с этим инструментом может только чуткий дирижер.

Табаков доверил Жене роли Ломова из чеховского "Предложения" в водевилях и Жени в "Матросской тишине", с которыми актер и выпускался из института. Теперь уже в театре, в "Матросской тишине" по пьесе Галича, Женя играет Давида – главную роль. Уже в этих двух первых "взрослых" работах стало очевидным, что Миронов обладает легким, подчиненным, тренированным, если можно так выразиться, счастливым телом. Это для драматического актера неимоверно важно. Обе работы проявили способность к острохарактерным драматическим и комедийным ролям. Правда, Ломов был еще маской, удачно найденной эмблемой человека, попавшего со своим псом и лужками в нелепую ситуацию в духе комедии положений. Цвет был открытым, живопись пастозной.

Сейчас в театральных работах Миронов избегает одноплановых решений, он научился примирять противоположности, чувствовать объем и двойственность существования на сцене как человек и как персонаж. Я его знаю недолго, но и за короткое наше общение почувствовал способность органичного поведения. Нет игры в жизни, нет театральной позы, много детства. Видели бы вы, как он улыбнулся, когда я похвалил его действительно со вкусом выбранное пальто. Мальчишка!

Но это чувство моментально пропадает, когда начинаешь понимать, сколько сил и воли проявляется в нем, когда он отстаивает свои творческие позиции, защищает индивидуальность от подавления. Не знаю, всегда ли он бывает прав. "Осмотришься, какой из нас не свалян из хлопьев и из недомолвок мглы?" Но то, что он имеет право на самозащиту, очевидно. Особенно в кино, где короткий съемочный период исключает педагогику с большой буквы, и, подчиняясь кинодемиургу, надо, чтобы тебя не подмяли. Опасность есть. Уже первая работа в кино свела Женю с Александром Кайдановским, о самобытности которого известно всем. Миронов играл кудрявого любовника героини в "Жене керосинщика" и для студента третьего курса, впервые попавшего на съемочную площадку, проявил завидное мастерство и, как мне кажется, самостоятельность. Он вышел за пределы игры конкретного состояния, постаравшись вытянуть на экран биографию своего персонажа.

Я не видел всех работ Миронова в кино, так как некоторые еще не вышли на экран, например, фильм А. Митты "Затерянный в Сибири", где Женя играет студента Володю. Любопытно, что роль идет на английском языке, который актеру пришлось срочно учить. Из того, что я видел, все профессионально, все запоминается, даже эпизоды. Трудно забыть парня из первой серии телевизионной картины "Женщины, которым повезло" В. Храмова – калеку на базаре, взрослого, прошедшего войну человека. Поистине, там, где художнику не хватает опыта, его заменяет мастерство и воображение. Если бы у Жени не было главных ролей в театре – в спектаклях "Прищучил" и "Билокси Блюз", больших работ в фильмах "Перед рассветом", "Делай – раз!", "Жена керосинщика", все равно ему надо было бы посвятить отдельную статью как исполнителю главной роли Саши в новой картине Валерия Тодоровского "Любовь".

Сам фильм снят настолько классно, что ощущение зрелого творчества не оставляет вас на всем протяжении картины, но особенно поразительна работа с актерами. Никогда не подумаешь, что это второй фильм Тодоровского – сценариста по кинематографическому образованию и первой профессии. Большинство молодых актеров, кроме Миронова, не имели серьезного кинематографического опыта, поэтому все их достижения – результат талантливого влияния режиссера. В этом фильме и Миронов открывается заново. Фильм рассказывает историю любви русского мальчика, которого и играет Женя, к еврейской девочке, вынужденной эмигрировать в Израиль. Идейно фильм мне не близок, он излишне прямолинеен в рассмотрении проблем бытия, хотя очень хорош на уровне воссоздания нашего быта. Мне кажется, ряд вопросов, поднятых в нем, можно было бы проанализировать глубже, при этом помня: "А в наши дни и воздух пахнет смертью: Открыть окно, что жилы отворить". Мои "идейные" претензии не имеют отношения к художеству, которым всегда отмечены и сценарии, и постановки Тодоровского; частью его искусства является умение раскрыть актера.

Прежде всего Миронову удается сохранять полифоничность, сопротивляясь схеме и некоторым одноплановым решениям. Тонкая ирония Тодоровского иногда требовала сознательно простого и ясного хода, четкого мазка, совокупность которых и проявляет авторскую мысль как целое. Актерская работа при этом неминуемо сводится к достаточно плоскому иллюстрированию мысли режиссера. Если это Артмане, Дуров или Рязанова, которые и приглашены на роли в фильме, потому что любое появление на экране "нагружают" своей биографией, независимо от полноты драматического материала, это одно.

Другое дело – молодые актеры, которых зачастую приходится делать на монтаже, так как их существование на экране скорее "под жизнь", чем жизненно. Миронов же, несмотря на молодость, всегда наполнен, потому что он актер, он играет, создает, как полагается, образ. Он ищет не свои характеристики, вытаскивая их на экран, а характеристики воображаемого персонажа, присваивает их, делая своими. Очень действен, умело работает на экстремах, сводя полярные крайности в причудливом единстве чистого и порочного, доброго и злого. Постановочно поразителен момент проезда в метро, когда герой Миронова, балуясь, представляет себя то ли оперной, то ли эстрадной звездой. Роль в роли, чисто игровой эпизод, выполненный и изумительной мерой и умением, напомнивший лучшие работы актеров. Обладая богатой мимикой, отчетливой выразительностью, Женя способен меняться неуловимо, тонко, чувствуя и владея связью своего организма с движениями души.

Следует отдать должное режиссеру, который долго искал исполнителя на главную роль и нашел. Если бы не "изгибы" нашего проката, уверен, что после просмотра фильма в нормальных прокатных условиях Миронов, как писали в старых книгах о кино, проснулся бы известным на всю страну. В его экранном существовании столько неординарного, самобытного, способного вызывать эмоциональные потрясения, о которых мы забыли в кино и театре. Даже там, "где напрасно пыталось искусство к правде жизни припутать обман", Женя органичен и достоверен.

Увы, мнение нашего критика, в чем виноваты и сами критики, не часто внушает доверие режиссерам. Так Бог с ним, с моим мнением, смотрите спектакли и фильмы с Евгением Мироновым, они скажут сами за себя. Обращусь лишь к читателям: "Вы видели, как рождаются звезды? Взгляните на темное небо".