ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ГАМЛЕТ

Газета "Все ТВ"
Богдан Кульчицкий

Евгений Миронов обладает всем, что присуще актеру. Он порывист, вспыльчив, растерян, скромен, хитер, помешан, беспечен и неистов. Но самое главное – он естественен в жизни и на сцене, и никогда не тащит роли и эмоции из театра в жизнь. Конечно, наоборот случается, но это у них, у актеров, профессиональная слабость. За десять лет его жизни в театре и кино изрядно накопилось масок и образных оболочек, в которых он побывал. Все они хранятся в тайном, личном "шкафчике" под замком.

В обыкновенной жизни Миронова "шкафчик" заперт, а вот на сцене он всегда стоит открытый, и можно увидеть, как по ходу спектакля он меняет один "мнимый костюм" за другим, находя новые и неожиданные сочетания. В актерском "шкафчике" Евгения Миронова все находится в легком беспорядке и там никогда не пахнет нафталином. Именно поэтому его считают лучшим среди актеров его возраста.

Евгений родился в военном городке Татищеве близ Самары, в краю, где пахнет шоколадом и оружейным маслом и несет свои воды великая Волга. ... Вообще его можно легко представить в том возрасте. Больше всего он обожал проводить время на реке. Плавать научился сразу, как захотел: опустился в воду и поплыл. Вы наверняка видели посиневших от долгого купания худых мальчишек в огромных черных трусах, которые чертовски долго сохнут. Таким вот и был Евгений. Но, помимо других простых детских увлечений, был серьезный интерес к театру и вообще к искусству перевоплощения. Он даже хотел стать фокусником, но стал актером, поступив без особых проблем в Саратовское театральное училище. ...

О временах своего обучения в Москве Миронов вспоминает как о чем-то совершенно уникальном, веселом и исключительном, как о великом везении, которое ему подарила жизнь. Такое настроение невозможно передать словами. Там он познакомился с Владимиром Машковым. Они жили в одной комнате в общаге, они были как два клоуна: белый и рыжий, постоянно кого-нибудь подкалывали, в общем, занимались самошутством. К своей нынешней известности Евгений относится как к чему-то зыбкому, как к везению: единственный плюс в том, что ему предлагают интересные роли, где можно появиться в новом образе, прожить новую жизнь. ... Сейчас многие актеры и критики считают, что Миронов все-таки один, другого актера такого уровня в стране нет, и этот актер носит имя Евгений.

Миронов как актер меняется редко, но очень кардинально. Его герой восторженный, удивляющийся, в чем-то даже помешанный. Среди киноролей из этого определения выбивается, пожалуй, только "Мусульманин". ... В театре Миронов несколько иной, он играет, как на одном выдохе, получая от игры и реакции зрителей чувства, схожие с оргазмом.

В связи с этим вспоминают спектакль "Орестея", который играли в Эпидавросе в Греции. Это был театр, которому 3000 лет, в нем ставили еще Эсхила; действо началось в 9 вечера, кончилось в 5 утра. Миронова со сцены уносили: роль Ореста требует очень больших физических затрат. ... Его Гамлет провинциален, беззащитен и неудержим. Он захлебывается в своих чувствах, мстит, любит, играет на саксофоне под гитарный аккомпанемент Розенкранца и Гильденстерна. Его самозванец Григорий Отрепьев как-то по-странному жесток и комичен.

Миронов всегда выигрывает. Даже если спектакль сам по себе не очень, даже если фильм скучный, его персонаж завораживает или хотя бы запоминается. Он любит свою профессию и не жалеет об отсутствии свободного времени, "потому что любопытный". ...