ПОКОРЕНИЕ КОСМОСА

Журнал "Мир фантастики"

Белка и Стрелка – две известные авантюристки. 19 августа на советском корабле "Спутник-5", прототипе "Востока", они вылетели на орбиту Земли, совершили грандиозный суточный полет и благополучно вернулись домой. Цель эксперимента была достигнута: протестированы системы жизнеобеспечения, исследовано влияние космического излучения на живые организмы. Теперь две отважные собаки становятся звездами кино – точнее, не кино, а мультфильма. Да не простого, а трехмерного, российского производства! За подробностями мы отправились в киностудию "Центр национального фильма", в стенах которой вовсю кипит работа над уникальным для нашей страны проектом.

Удивительную историю "Звездных собак" нам расскажет Пушок – щенок Стрелки, которого Никита Хрущов подарил Каролин Кеннеди, дочери действующего тогда президента США Джона Кеннеди. Оказывается, две хвостатые путешественницы даже не помышляли о полете в космос. Артистка Белка строила цирковую карьеру, а Стрелка вместе с закадычным другом крысом Веней была самой настоящей уличной аферисткой, отчаянно боролась за кости с четвероногими конкурентами и пыталась найти своего именитого отца, о котором в детстве рассказывала мама. И вот, когда парочка добывала мелочь из телефонного аппарата, как гром среди ясного неба на них в цирковой ракете свалилась взъерошенная Белка. Вместе они успешно отбились от местных псов-хулиганов, но попали в лапы странного человека, что разъезжает по Москве в черном фургоне и отлавливает бродячих собак. Их отвезли на космодром, где суровый армейский пес Казбек вынужден тренировать и тестировать несносных хвостатых подопечных. Смогут ли Белка и Стрелка выдержать экзамен на прочность?

НАЗАД В СССР

Таков сюжет "Звездных собак". Остальные перипетии хранятся в строжайшей тайне, и только в декабре этого года, во время премьерного показа, мы сможем узнать что-то новое из этой истории. В киностудии нам показали уже практически готовые первые минуты фильма, где Пушок отправляется из Кремля прямиком в вашингтонский Белый дом. Хотя это и не финальный вариант, чувствуется уникальный графический стиль, свойственный лучшим представителям отечественной анимации. Конечно, здесь нет точечной прорисовки уровня недавнего тизера третьего "Ледникового периода", где отчетливо виден каждый колтун на пузе крысобелки. С другой стороны, опыт финских коллег, создавших "Нико: Путь к звездам", демонстрирует, что хорошему мультику не нужна дорогая компьютерная графика, главное – обаятельные герои и отличный умный сценарий, который придется по душе взрослым и детям. Политика создателей "Белки и Стрелки" та же. Достаточно посмотреть трейлер, что был размещен на диске февральского номера "МФ". Он поразил авторов "Видеодрома" своей искренностью, оригинальностью и зацепил какой-то странной неуловимой позитивной ноткой. Второй полноценный видеоанонс будет готов ближе к осени.

Давайте представим, что на улице конец 50-х: расцветающий Советский Союз, гонка вооружений, мечты о космосе. Создатели "Белки и Стрелки" постарались бережно передать романтику того времени. Мы не говорим о многочисленных уличных вывесках, баннерах и предметах интерьера, гораздо интереснее всякие незаметные на первых порах мелочи. Обязательно присмотритесь к монетам, которые Веня вытрясает из телефонного аппарата. Да-да, это "пятнашки", выполняющие роль жетонов. По свидетельствам очевидцев и архивным видеохроникам мультипликаторы проделали солидную работу по сбору информации о быте того времени.

СЛОВО ТВОРЦОВ

Насколько сложно было запустить проект?

ВАДИМ СОТСКОВ, ПРОДЮСЕР: Начали мы не с нуля – было несколько подобных проектов помельче. Не надо думать, что кто-то пришел и сказал, что мы будем делать большой трехмерный мультфильм, такие мы крутые.

СВЯТОСЛАВ УШАКОВ, РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК: Да, слышал пару раз: "Накупим железа, накупим людей, и все получится!". Меня приглашали на такие проекты. Как будем делать? Отвечали: "Денег у нас много – мы всех купим!". Но если начинать вот так с нуля, то люди начнут наталкиваться на неразрешимые вещи, решение которых займет больше времени, чем сама работа. Таких уникумов, которые могут все процессы правильно оптимизировать, у нас в стране мало, как показывает практика.

СОТСКОВ: Три года назад в "ЦНФ" выпустили 74-минутный трехмерный мультфильм-сериал "Микрополис". Конечно, это по масштабу не "Белка и Стрелка". Хотя одно время он стоял на первых полках магазинов (издателем выступали "СОЮЗ-Видео" –
прим. ред.), но потом вовсе пропал. Плюс большинство наших специалистов трудились заграницей: Святослав Ушаков пять с половиной лет работал в Штатах в студии, где делали "Симпсонов", Инна Евланникова – в Венгрии, я – пять с половиной лет в Штатах, художник-постановщик – два года в Германии, а режиссер монтажа у нас – француз. Так что опыт есть.

Как работалось актерам?

СОТСКОВ: Признаюсь, актерам было тяжело. Кстати, даже зарубежные полнометражные мультфильмы, которые озвучивают в России, частенько дублируют не звезды, а актеры, умеющие работать синхронно. Тут есть свои специальности и свои мастера. Есть те, кто кормится за счет мультфильмов. Хороший пример: вот в первый раз Яковлева входит в огромный зал речевой звукозаписи Мосфильма. Свет гаснет, перед ней пустой огромный экран и текст. Она: "А-а-а-а, мама! Как это вообще играть?". В некоторых случаях приходилось отдельно вызывать другого актера, поскольку без контакта сложно представить происходящее. Когда уже двое – начинают друг на друга реагировать, в воображении моделировать ситуацию.

Какой мультфильм Вам больше нравится – "ВАЛЛ·И" или "Кунг-фу Панда"?

СОТСКОВ: Оба хороши. Вот "Вольт" слабее, хотя сам по себе мультфильм достойный. А эти равнозначные. "ВАЛЛ·И" тоньше, не для такого широкого зрителя. Он играет на чувствах. А "Кунг-фу Панда" удивителен с точки зрения режиссуры. Поэтому он получился более коммерческим и собрал большую кассу.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ

Стартовала "Белка и Стрелка" примерно в 2006 году, но только год писался сценарий. Пролилось немало пота – это был один из самых сложных этапов: менялись авторы, сюжет пересматривался и переделывался. Неоценимый вклад в создание мультфильма внесли американец Джон Чуа и Александр Талал, успевший до этого поработать над "Дневным дозором". Если говорить о самой истории, то поначалу, естественно, в ней фигурировали только Белка и Стрелка. Веня и Казбек родились позже. Было разработано немыслимое количество всевозможных персонажей, как людей, так и животных. В итоге это сказалось на бюджете. Пришлось ограничить авторов, а то число героев продолжало бы увеличиваться. Тут есть людские массовки, собачьи стаи, рыбки, кошки, лошадь, слониха, крот, зайцы, лев, медведь, обезьяна и многие другие. Было еще больше – их просто вырезали из сценария. Барсука даже успели озвучить.

Естественно, мы видим не простых животных. Святослав Ушаков подчеркивает, что используется стандартный художественный прием очеловечивания. Собаки выступают здесь не только в роли забавных зверушек, но как бы говорят за космонавтов того времени. С другой стороны, не все так просто. Не обошлось без художественных изысков. Судите сами, повествование ведется "из глаз" наших четвероногих собратьев, поэтому камера должна быть прикреплена к земле. Вот подходит к героям человек, и теперь зритель понимает, что смотрит на людей снизу вверх.

СОСТОЯНИЕ ПОЛЕТА

Самое удивительное в мультфильме – конечно же, визуальный ряд. В нашей стране полнометражным трехмерным мультфильмам катастрофически не везет. Перештопанный несколько раз печально известный "Кракатук" (сейчас его называют "Наша Маша в Земляничной стране") неизвестно когда родится, и живым ли – тоже вопрос. Поэтому "Звездные собаки" станут пионерами жанра, настоящими первопроходцами.

При этом нельзя сказать, что в России нет технологий для создания качественного полнометражного трехмерного мультфильма. Железо у всех одно, профессиональное программное обеспечение тоже общедоступно. Правда, у наших студий нет технологических баз уровня Pixar, но не зря же те являются мировыми лидерами в этой отрасли. Профессионалов у нас меньше, но, опять же, многие мультипликаторы постоянно стажируются за рубежом, а пригласить эксперта из другой страны сейчас – нормальная практика. Проблема скорее в том, что у нас нет профессионалов, которые могут грамотно выстроить производственный процесс, учесть специфику еще несформированного рынка. Довольно часто случаются юридические и технические проволочки. Также часто сказывается отсутствие достойного финансирования. Государство пока не способно инвестировать в дорогостоящие многомиллионные проекты, а частные лица во время экономического кризиса и вовсе перестали проявлять интерес к кинобизнесу. Надеемся, это временное явление.

Создатели "Белки и Стрелки" с поднятыми головами прошли через все трудности и обещают закончить мультфильм в срок: в конце декабря он должен появиться на больших экранах. Во многом успех картины зависит от рекламной активности. Техническое отставание от зарубежных коллег должно компенсироваться отличным, по-советски добрым сюжетом и уникальной стилистикой. Пример "Смешариков" наглядно демонстрирует, что, в отличие от кинематографа, зритель еще не поставил на отечественную мультипликацию позорное клеймо "неудачное подражание Западу". Нам кажется, что Белка и Стрелка как минимум встанут на одну линию с Крошем, Барашем и компанией. Во всяком случае, в России всегда умели делать душевные мультики.

Коллекционерам на заметку: после проката "Белка и Стрелка" появится на DVD и Blu-ray с подборкой бонусных материалов. Уточняем заранее – альтернативной концовки не планируется.